Три класса образования
32-летняя Наталья Соколова родилась в Черкасской области Украины, в цыганской семье. Окончила там три класса школы. Замуж вышла в 20 лет за Януша Марцинкевича из Титовки. Сейчас в семье двое детей. Живут вместе с бабушкой – матерью мужа.
Наталья работает уборщицей в магазине «Алми» и параллельно учится на пекаря – там же. Ее мечта – просто получить профессию, а уж стать пекарем – тем более. Женщина очень любит печь и постоянно делает дома разные вкусности. А вот ее образование закончилось на тех трех классах, о чем сейчас Наталья очень жалеет:
– В те годы не было принято, чтобы цыганские девушки учились.
Ее свекровь Татьяна вообще не умеет читать и писать. Двое же детей Натальи – сын и дочь – ездят на учебу в школу №3 в Бобруйске.
По словам Натальи, сейчас родители-цыгане заставляют своих детей окончить хотя бы девять классов. Тех, кто получает общее среднее образование, по-прежнему не так много, но зато появились цыгане-выпускники колледжей. Еще в начале 2000-х такое трудно было себе представить в цыганской среде.
Один из примеров – 20-летний Иван Барановский. В 2018 году парень окончил Бобруйский лесоколледж, сейчас работает экономистом в ЧУПТП «Мамгуст-торг» и параллельно заочно получает высшее образование в Горецкой сельхозакадемии. Парень очень благодарен директору предприятия, что его взяли без опыта работы.
Иван вспоминает: из его класса (18 человек) в базовой 15-й школе всего пару девушек поступили в колледж на продавца. Остальные, вероятно, занялись устройством семейной жизни, полагает он.
ЧТО ГОВОРЯТ ЦИФРЫ
Наталья Кутузова – заведующая центром исследований глобализации и социокультурного сотрудничества национальной Академии наук и специалист организации Roma integration, которая занимается социальной интеграцией цыган.
– В 2017 году мы проводили масштабный мониторинг, в котором принимало участие ромское население по всей стране, – рассказывает Наталья. – По нашим данным, 56 процентов цыган оставили образование на уровне базовой школы (9 классов). Среднюю школу (11 классов) окончили 22 процента опрошенных, колледжи – 7 процентов. Высшее образование имеют менее одного процента (0,9) белорусских цыган. Но ситуация понемногу меняется к лучшему. Например, в этом году в бобруйской школе №15 на линейке было 20 первоклассников, а это хорошая для Титовки цифра. (В прошлом году было всего 9). Нужно, чтобы дети цыган оканчивали хотя бы базовую школу.
Многие ромы уже понимают, что необразованность ведет в ловушку бедности и трудностей с устройством на работу.
«Думают – раз цыганка, значит, буду воровать»
– Раньше мы жили проще: съездили в Вильнюс, одежды привезли, здесь продали, – рассуждает Татьяна, свекровь Натальи Соколовой. – Но сейчас налоги нужно платить, все по закону делать. Для этого учиться надо.
– Мы просто хотим жить, как все. Спокойно лечь, спокойно встать, – добавляет женщина.
Наталья соглашается со свекровью:
– Если бы я выучилась, разве стала бы сейчас работать уборщицей?
Трудоустройство для ромов очень больной вопрос. По словам Натальи Соколовой, большинство цыган среднего возраста могут устроиться только на тяжелую и низкооплачиваемую работу, но и таких вакансий для них немного. Например, «должность» уборщицы в «Алми» сама Наталья искала много месяцев. Ходила к работодателям по направлению от центра занятости, и всякий раз слышала отказы:
– Конечно, никто отрыто в лицо не говорил, что не берут меня на работу, потому что я – цыганка. Но я же понимаю: думают – раз цыганка, значит, буду воровать. А зачем оно мне? Я же работать хочу.
По словам Натальи, неграмотные титовчанки, которых никто не берет на работу, «крутятся, как могут. Постельное белье, например, продают. А вы думаете, много кто у них то белье покупает? Нет, конечно…».
Есть и другие примеры. Мама Ивана Барановского, Рада Адамовна, вырастив троих детей, решила официально начать работать, для чего пошла учиться в торгово-экономический колледж и получила специальность продавца-кассира. Сейчас работает укладчицей на «Красном пищевике».
ЧТО ГОВОРЯТ ЦИФРЫ
Специалист Roma integration Наталья Кутузова отмечает: немотивированные отказы при устройстве на работу получают примерно 40 процентов мужчин-цыган и 60 процентов женщин-цыганок.
– Женщины получают больше отказов просто потому, что их этнические признаки заметнее, они специфически одеваются, – поясняет эксперт. –Иногда бывает, что люди не имеют ярко выраженных внешних ромских признаков, но живут в определенном, «цыганском» районе, и это – тоже повод для отказа. Это актуально для Бобруйска, например, где большая часть ромского населения живет в поселке Титовка.
Однако, по словам Натальи Кутузовой, есть государственная система трудоустройства, которая должна работать безукоризненно – человек получает направление на работу и должен занять вакансию, если подходит для нее. И место жительства или внешность здесь ни при чем.
Ранние браки
Случаев, когда бы девушку выдавали замуж еще в школьном возрасте, сейчас в среде рома намного меньше, говорит Наталья Соколова.
– Бывает, что замуж со школы убегают, но это редко. И родители в таких ситуациях, как правило, ругают и жениха, и невесту. Но раз так вышло, ничего с этим не поделаешь.
Хотя в вопросах возраста, подходящего для создания семьи, взгляды цыганской общины еще традиционны. Например, сыну Натальи Соколовой сейчас 15 лет, и мама считает, что жениться ему еще рано. А вот в 17 – уже можно.
Студент-заочник Иван Барановский говорит об этом так:
– Все взрослеют в разное время. Кто-то готов к семейной жизни и после девятого класса. Но мне кажется, что мне еще рано.
Иван планирует сначала карьеру – достичь, как минимум, поста начальника экономического отдела, а уж потом думать о семье.
ЧТО ГОВОРЯТ ЦИФРЫ
Как показал мониторинг Roma integration, в Беларуси подавляющее большинство ромских семей (70 процентов) живет в зарегистрированном браке. 40 процентов цыганских семей в Бобруйске образованы в результате ранних браков (когда одному или обоим партнерам не было 18 лет).
– Мы проводили информационную кампанию для цыганских девочек «Хочу быть успешной». Спрашивали их о том, какую жизненную стратегию они выбирают. Большинство девочек в 15-17 лет видят свое будущее только в том, чтобы успешно выйти замуж. А вот приоритеты детей в 13-14 лет меняются. Они думают о разных профессиях, хотят играть в кино, строить роботов, заниматься бизнесом. Задача ромского сообщества – дать таким детям раскрыться, – говорит Наталья Кутузова.
«Дети очень темпераментные»
Что думают о своих цыганских соседях белорусы, живущие в Титовке
Елена Огарок живет в поселке с рождения. И работает здесь же – продает соленья возле единственного в поселке магазина.
– Цыгане – нормальные соседи, никто никого не обижает, – говорит она, – многие ездят в город на работу, этим уже никого не удивишь. Поймите, кто хочет работать – тот будет.
Только вот внуки Елены учатся не в местной школе №15, а «в городе»:
– Просто цыганские дети очень темпераментные. Нашим с ними сложно. А когда мы учились, здесь больше белорусов и русских было. Сейчас больше цыган учиться стало.
Леонид Широкий тоже родился и всю жизнь прожил в Титовке. Последние годы работает кочегаром и сторожем в школе.
– Несколько лет назад в кочегарку приходили наркоманы, искали место, где «уколоться», – вспоминает он. – Поначалу очень боялся их, потом перестал, а со временем наркоманы пропали. Возможно, помогли видеокамеры, которые установили в кочегарке.
– Многие думают, что у нас тут преступность в Титовке, – продолжает Леонид Николаевич, – на самом деле, сейчас гораздо тише.
К слову, многие опрошенные нами жители Титовки больше жаловались не на своих соседей-цыган, а на условия жизни в поселке в паре километров от города. Что работы здесь не найти, а в местной амбулатории есть только терапевт, что газ провести – проблема, а через шоссе, которое делит Титовку на две части, мало пешеходных переходов… Но это, как говорится, уже совсем другая история.