Гарики от Гарика. Бобруйск 1960-х: как студенты автотехникума «вгрызались в чугун науки»

9645
Ш. ПИГЕЛЬ.
Наш рассказчик Гарик продолжает свое повествование о послевоенном образовании. Сегодня его рассказ посвящен старшеклассникам 1960-х и обучению в Бобруйском автотехникуме.

– Да, после семилетки мы уже становились взрослыми, так как сами выбирали дорогу в жизни, – продолжая разговор, начатый в предыдущую нашу встречу, и будто удивляясь феномену быстрого взросления в те далекие годы, – размышляет вслух Гарик. – Из нашего класса вместе со мной в Бобруйский автотехникум поступили еще Володя Мильто и Виталий Дрейзеншток. Уже на первом занятии мы поняли, что вступили в новый этап своей жизни: в техникуме не было дневников, которые в школе частенько приходилось прятать от учителей; мы почувствовали большую свободу и ответственность, так как никто родителей и не думал вызывать по поводу нашей успеваемости; ну и преподаватели, конечно, отличались от школьных учителей – не няньчились с нами, давая понять, что мы уже не дети.

Бобруйская школа, начало 1960-х.
Бобруйская школа, начало 1960-х.

Вспоминая тех, кто давал им первые профессиональные знания, учащийся техникума начала 1960-х сожалеет только о том, что не все имена удержала память. Конечно, с благодарностью говорит он о Федоре Федоровиче Аскерко, Евгении Александровиче Чабане, Зое Федоровне Асеевой, Ароне Юделевиче Биргере, Зиновии Яковлевиче Крейнштейне. Но были еще замечательные преподаватели Канодо, Коршаков, Пятницкий и другие. А как учили уму-разуму мастера производственного обучения! Ведь парни наравне с теорией постигали слесарное, кузнечное и сварочное дело, мехобработку металлов.

– Мастер у нас был, Галкин, так он давал чугунную плиту, у которой отбивал кромку, а мы должны были напильником обработать все плоскости и выдержать углы в девяносто градусов, – Гарик даже жестикулирует руками, показывая, как ребята вгрызались в чугун науки. – А еще у нас были древние токарные станки с ременным приводом. На удивление, они исправно работали, и мы вытачивали на них детали такого же возраста резцами. И только лучшие из нас, в качестве поощрения, получали хорошие резцы с твердоплавкими наплавками… Языку техники – черчению – учил нас Леонид Семенович Белкин. Он же преподавал и азы начертательной геометрии, сопромата, объясняя нам, что без них в институт не поступить.

Задолго до нынешних новаций и реформ в образовании в Бобруйском автотехникуме действовала система производственных практик, да не простых, а годичных. Наш герой, например, в течение года работал автослесарем на автобазе № 11. Учеба в это время переходила в заочный режим, но хорошо сочеталась с конкретной работой по ремонту автомобилей. Полезной была и наука жизни, которую познавал в реальных условиях мастерской, гаража, где работали еще много фронтовиков, военных «газонов» с деревянными кабинами, а шофер Багуджиев водил «МАN», собранный своими руками из трофейных запчастей и металлолома. Не обходилось и без подначек, шуток в отношении практикантов – то пошлют принести ведро компрессии, то на склад за клиренсом отправят.

Как и любой студент, Гарик не мог обойти вниманием непременный элемент в учебе тех лет – поездки на сельхозработы. Техники в колхозах тогда было маловато, поэтому на помощь тягловой силе и гужевому транспорту в дни уборки урожая приходили учащиеся и студенты. Поначалу, конечно, не все получалось у будущих автомобилистов. В Ламбово полдеревни смеялось, когда они запрягали коня в телегу, подводя не его к оглоблям, а подкатывая воз к лошади. Однако, приловчившись, неплохо ребята работали и на копке и отвозке картофеля, и на подборе льнотресты, и на обмолоте льносемян. За работу денег не получали, но находились на бесплатном постое в хатах сельчан с харчами из колхозных кладовых. Бульбы, мяса, овощей ели вволю, но без изысков. И когда Саша Дикалов привез однажды баночку сайры, бланшированной в масле, то по общему решению вручили ее хозяйке дома.

Ученики 10 класса средней школы №12 г. Бобруйска на уборке урожая.
Ученики 10 класса средней школы №12 г. Бобруйска на уборке урожая.

– Между прочим, в деревнях нас очень даже ждали. Тогда не везде еще было электричество, а стало быть, и кино показывали редко – не окупались кинопередвижки с генераторами, когда у крестьян вместо денег были только трудодни. Сельчане оживали, когда «на бульбу» приезжали студенты. Худо-бедно, но бобруйские техникумовцы получали стипендии по 14 рублей. С такими деньгами мы могли позволить себе «важнейшее из искусств». Об этом знали районные «кинопередвижники» и устремлялись в места нашей дислокации. В том же Ламбово культпоход в кино проходил так: сначала киномеханик пропускал нас, закрывал дверь в клубе, обходил ряды и обилечивал, собирая деньги; затем запускал местных, которые платили ему натурой – яйцами, салом, самогоном. Затем он выпивал и закусывал и, наконец, включал кинопроектор «Украина». Естественно, на такие кинопоказы он мог ездить хоть каждый вечер: и план выполнял, и нос в табаке, и люди довольны.

По словам Гарика, такое познание жизни изнутри делало их ближе к народу, к их чаяниям и нуждам. Не случайно из сокурсников выросли затем такие известные в городе и стране люди, как Валерий Попов, Георгий Рымашевский, Валерий Денисевич, Алла Пархоменко и другие, менее публичные, но замечательные.

Фото из архива автора.

__________________

Фотопечать и реставрация старых снимков!

Мы оказываем услуги по фотопечати с любых носителей, реставрации старых снимков (устранение царапин, пятен, увеличение размера).

Приносите старые снимки в редакцию «Вечернего Бобруйска» по адресу: ул. Московская, 42, 2-й этаж. Мы работаем с понедельника по пятницу, с 9.00 до 17.00, без обеда.

Цифровые фото можно прислать на адрес редакции: red-vb@yandex.ru (не забудьте указать свой номер телефона) либо на вайбер +375-25-514-94-64.

Забрать заказ можно в редакции или получить его по почте наложенным платежом.

Справки по тел. (вайбер, телеграмм): +375-25-514-94-64.