Возможно, в Бобруйске марафонцев не так много, но в последнее время бобруйские бегуны регулярно привозят победы с престижных соревнований. Из последних можно припомнить победы на разных дистанциях на могилевском «Мебелаин марафоне» сестры и брата Нины и Дмитрия Савиных, а также Людмилы Рудько. На минском полумарафоне, проходившем в сентябре, Нина Савина тоже стала победительницей.
Отличились бобруйчане и на марафоне «Сутки бегом», который проводился в Беларуси в августе этого года. 27-летний сотрудник бобруйского отдела Департамента охраны Денис Ерошкевич стал его абсолютным победителем, а 28-летний рабочий «ТАиМа» Александр Рудаков занял второе место в возрастной категории 18-49.
Каково это – сутки бегом
На счету Дениса Ерошкевича – семь марафонов, из них пять – с приставкой «ультра» (свыше 45 км). В марафоне «Сутки бегом», который проходил в городе Щучин Гродненской области, нужно было бежать столько, сколько можешь выдержать. Бежали вокруг озера, круг составлял примерно 1 175 метров.
– Стартовали в 12 часов одного дня, финишировали в 12 часов другого, – рассказывает Денис. –Можно было бежать или идти, отдыхать – это был личный выбор каждого. По кругу были расположены палатки с едой и водой. Но ведь для многих смысл марафона – победить, то есть, пробежать за 24 часа максимальное количество километров, потому большинство старалось «по полной».
Сам Денис преодолел расстояние в 181 км. Чередовал ходьбу и бег. Вышло 18 часов чистого бега. Первые семь часов бежал практически без остановок. Были только небольшие перерывы – от 20 секунд до трех минут, чтобы выпить минералки или колы (для восстановления солевого и сахарного баланса) и сделать массаж ног. Есть Денис не мог – попробовал макароны, не пошли.
Когда до финиша оставалось два с половиной часа, понял, что его уже никто не догонит, и даже позволил себе отдохнуть в палатке. В тот день, к слову, стояла дикая жара.
Александр Рудаков, для которого этот ультрамарафон был первым в жизни и вторым вообще, первые шесть часов бежал почти без перерыва, а потом смешивал ходьбу и бег.
– Около 12 ночи я решил прилечь в палатке и поспать, но не получилось: в Щучине праздновали День авиации, были гуляния, громко играла музыка, – рассказывает он. – Я встал и пробежал еще часа два, даже разогнаться получилось. Когда ночью прилег отдохнуть во второй раз, вдруг стало невыносимо холодно, пришлось снова подниматься и бежать…
За девять часов Саша пробежал 97 км. Все это время только пил.
Пять кг потерял – потом набрал за неделю
После такого бега, признаются ребята, было «полное состояние нестояния» (Денис).
– Ноги отваливались, все болело. До кожи дотрагиваешься – и адская боль, – описывает Ерошкевич свое состояние. – В тот день мы даже поехать домой не смогли, не было сил, а я же за рулем. Сразу после марафона легли в палатку и лежали тихо несколько часов, даже говорить не хотелось. Спать тоже не получалось.
За марафон Денис потерял пять с половиной килограмм веса, но за неделю их снова набрал. На резонный вопрос, зачем ему это надо, он отвечает так:
– Просто для себя, чтобы физическую форму поддерживать. Еще хочется понять, какие нагрузки способен выдержать мой организм. Если честно, иногда страшно бывает, что не выдержит.
– До армии я занимался спортивным ориентированием, а к бегу был равнодушен, – признается Александр. – В минском забеге ко Дню Независимости решил поучаствовать из любопытства. Из восьми километров осилил всего три. Решил, что с бегом на этом закончено. Но… организм стал снова требовать бега! Я решил постепенно: сначала одна тренировка в месяц, потом две, потом две в неделю. И пошло-поехало. Это помогает чувствовать себя лучше.
Марафон – глубочайший стресс для организма?
По крайней мере, так считает Симон Мацкеплишвили, российский ученый-кардиолог, доктор медицинских наук, профессор РАН:
«Самое быстрое животное – гепард. Но он не может так бегать больше 40 секунд. Потому что, помимо пульса, резко поднимается температура тела. Потение – это понижение температуры организмом, иначе смерть. Когда мы потеем, мы теряем жидкость. То есть, кровь сгущается. А густая кровь хуже течет по сосудам, образуются тромбы».
«Такую «беганутую», как сам, еще не встретил»
На беговые тренировки Денис сегодня тратит четыре-пять дней в неделю. Пробегает по 20-25 км. Александр тренируется два-три раза в неделю, по 20 км. Кстати, оба парня пока еще свободны.
– Я всегда мечтал встретить девушку, которая будет понимать меня, а еще лучше – поддерживать мое увлечение, – говорит Денис. – Я не один. Но такую «беганутую», как сам, еще не встретил.
– Многие девушки хотят постоянного внимания. А я своему увлечению отдаю много внимания, потому с личной жизнью как-то не очень, – добавляет Александр.
Активных марафонцев-любителей, таких, как Денис Ерошкевич и Александр Рудаков, в Бобруйске всего человек 20. Есть еще легкоатлеты, которые, по словам Дениса, с удовольствием бегали бы марафоны по 5-15 км, если бы они проводились в нашем городе.
– Многие любители бега, с которыми общаюсь в других городах, удивляются: «Почему у вас в Бобруйске ничего не проводится? Город-то большой! У вас есть Нина Савина! И столько мест интересных, которые можно посмотреть заодно», – говорит Денис. – Мы, любители бега, даже подумывали о том, чтобы самим организовать в Бобруйске полумарафон. Но когда начали вникать в нюансы, поняли, что не потянем. По правилам, необходимо подключать к этому милицию, «скорую», пожарных, все это стоит немалых денег. Еще желательно купить призы или хотя бы заказать памятные медальки. Многие люди ездят на марафоны, в частности, ради этих медалек. Повесил у себя дома и потом вспоминаешь, где бегал.
Кстати. Почему в Бобруйске не проводят марафоны?
Михаил Свистунов, начальник отдела спорта и туризма Бобруйского горисполкома:
– Старожилы, наверное, помнят, что раньше в Бобруйске проходил 10-километровый международный марафон, приуроченный к 9 мая. Причем, проходил регулярно, в течение 28 лет. Уровень его был достаточно серьезным, призы от организаторов хорошие. Но потом, по непонятным причинам, к нам перестали ездить марафонцы. Количество участников стало настолько мало, что лет семь назад мы посчитали нецелесообразным его проводить.
Теперь, действительно, любители бега едут на марафоны в другие города – Минск, Могилев, Копыль, Старые Дороги. Проводить в Бобруйске марафон для 20-ти участников – это неинтересно. Если мы говорим о серьезном мероприятии, то надо, чтобы было человек 700, 500 хотя бы. Чтобы марафоны проводились в Бобруйске, нужна помощь инициативных людей, которые помогут собрать участников. Наш отдел всегда готов подставить плечо – в оргвопросах, судействе, заявочных взносах, призах. Я лично – только за такие мероприятия. Тем более, что так много именитых спортсменов-бобруйчан в этом виде спорта.
Иван Шинкарев, 64 года, бобруйский марафонец с 46-летним стажем (в 2002 году на марафоне «Сутки бегом» во Франции пробежал 226 км!):
– Я еще помню, как от «Спартака» в Бобруйске бежали 42 км в сторону Жлобина... Мое мнение – необходимо возрождать этот вид спорта в нашем городе. Необязательно делать марафоны и полумарафоны. Это могут быть забеги на 10-20 км, они будут более массовыми, потому что под силу многим. Понятно, что организация пробегов – очень хлопотное дело. Заниматься этим должны и любители бега, и город совместно. Инициатива должна исходить, пожалуй, от первых.