Гарики от Гарика. Лагерная жизнь, кино и зрелища бобруйских детей 1950-х

7500
Ш. ПИГЕЛЬ.
Иначе как гариками назвать заметки из воспоминаний бобруйчанина Гарика мы не смогли. Наш рассказчик продолжает свое повествование об активном отдыхе мальчишек и девчонок в 1950-е годы, пионерских лагерях в окрестностях Бобруйска, культурной жизни и главном увлечении советских ребят – кино.

Лагерная жизнь

– Пионерских лагерей к концу 1950-х в окрестностях Бобруйска, насколько помню, было три и один на Птичи возле деревни Городок. Были они без названий, но с четкой ведомственной принадлежностью: первый – педагогов, второй – медработников, третий – детского дома, четвертый – военных. Я, как сын учителей, впервые поехал, конечно, в лагерь для детей педработников. Добирались в кузове грузовой машины, благо, ехать было недалеко, в Крапивку, и никаких претензий со стороны ГАИ к таким перевозкам в те времена не предъявлялось, – собеседник мысленно окунается в невозвратные времена 60-летней давности.

Бобруйские пионеры 1950-х.
Бобруйские пионеры 1950-х.

Пионер эпохи синих ночей, взвивавшихся кострами, с ровесниками-романтиками прибывал, в принципе, в пригородную местность, куда сегодня ходит маршрутный автобус. Но тогда это был совсем другой мир! Под соснами – дощатые домики, электричества нет, как и водопровода с прочими городскими благами. Столовая под навесом на четырех столбах, туалет – в метрах трехстах от жилищ. Когда приезжала кинопередвижка, в месте приема пищи натягивали простыни и крутили фильмы. Это было, пожалуй, главным развлечением юных бобруйчан. Если не считать, конечно, футбол и прочие подвижные игры.

– Буквально через дорогу находился лагерь детского дома, пацаны из которого были нашими главными соперниками на футбольном поле – будто вновь выходит на поляну, усыпанную сосновыми шишками, правый хавбек Гарик. – Лидером у них был Коля Шейко, тот самый, что потом стал руководителем транспортной милиции в Бобруйске. Когда у нас заканчивались силы гонять мяч, переходили к более спокойным соревнованиям: устраивали гонки корабликов, вырезанных из сосновой коры, в огромной луже прямо посреди лагеря. Побеждал всегда наш баянист Гриша Юткевич, не стеснявшийся возвращаться в детство, хотя и был штатным музработником. Секрет его побед в регатах был на виду: если у нас в качестве парусов использовались листья и всякие обертки, то у Гриши бриг мчался под полотнищем из дореформенного, еще большого бумажного рубля.

В пионерских лагерях эпохи 1950-х не было ни водопровода, ни электричества, а дети в них не только отдыхали, но и работали, ходили в наряды.
В пионерских лагерях эпохи 1950-х не было ни водопровода, ни электричества, а дети в них не только отдыхали, но и работали, ходили в наряды.

Кроме отдыха, послевоенные ребята еще и работали. Например, несли дежурство на КПП лагеря, расположенном на единственной дороге в него – никакой ограды вокруг не было, тропинок хватало с любой стороны, но пропускной пункт исправно нес каждодневную службу, самоликвидируясь на ночь. Не менее ответственным делом было обеспечение лагеря водой: на эту работу направляли хлопцев покрепче, так как из артезианской скважины ее нужно было закачать в 5-кубовую цистерну ручным насосом, – но и бицепсы после этого росли прямо на глазах. Однако больше всего не добиравшим калорий мальчишкам и девчонкам нравилось ходить в наряды на кухню, где повара щедро угощали помощников то кашей, то пюре с вкуснейшей подливкой; главным же лакомством тех лет была самая настоящая астраханская вобла, официально состоявшая в лагерном рационе и достававшаяся в основном парням, так как девочки по непонятным причинам выказывали янтарно светившейся на солнце рыбке свое «фи».

Тогда еще не вышел на экраны фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», но всё и в Крапивке под Бобруйском происходило так, как показано в кинокомедии. Настоящими праздниками запомнились нашему Гарику дни открытия лагерей и так называемые родительские дни. К ним готовились очень ответственно, репетировали различные литературно-музыкальные композиции, пластические и акробатические этюды, построение гимнастических пирамид. И когда Григорий Юткевич в нужный момент растягивал меха баяна, пионеры и их вожатые во всей красе демонстрировали свои способности. А еще Гарик накануне вечером накрывал найденное в лесу грибное место папоротником, чтобы удивить родителей сюрпризом.

Бобруйские пионеры 1950-х.
Бобруйские пионеры 1950-х.

– Тон задавали тогда наши старшие товарищи Всеволод Свирко, учитель Фокина и ее сын Вовка, тот же Гриша-баянист,– возвращается к благословенным годам и сегодняшний друг известного в нашем городе профсоюзного деятеля Всеволода Константиновича Свирко и не менее известного архитектора, автора бобруйских «дома-скворечника», «дома-змеи» и других заметных сооружений Владимира Павловича Галущенко. – Они своим примером вовлекали в активный отдых. Мы ходили собирать в окрестностях чернику и буяки, орехи и грибы, а нередко находили грозные метки кипевшего здесь полтора десятка лет назад «Бобруйского котла» в виде патронов, гранат и снарядов…

Это позже, в начале 1960-х, Гарик успеет побывать в более цивилизованном пионерском лагере фабрики имени Дзержинского в Каменке, где уже были кирпичные корпуса, свет и радиоузел, танцы не только под баян, но и под радиолу. Однако все хорошее быстро кончается – по истечении пионерского возраста прошли у Гарика и сроки получения путевок в лагеря.

Кино и зрелища

В одном из гариков мы уже упоминали кино и танцы. В силу тогдашних малолетства и серьезности первых чувств память нынешнего Гарика меньше зафиксировала событий романтической поры. Ну, нравилась ему девочка, с которой даже танцевали в пионерском лагере в Каменке под популярное тогда «Ой, старшина-старшина задержал гражданку, что не по правилам перешла Таганку…», но имени ее, к сожалению, не помнит. На танцы в Дом офицеров или в театр их просто не пускали старшие братья и родители. Поэтому вся танцевальная программа ранней юности укладывалась в глазение со стороны на пары, кружившиеся в вальсах и топтавшиеся в аргентинском танго на «пятаке» в городском парке, когда он еще был на улице Пушкинской… Совсем другое дело происходило с кино.

Любимое место отдыха бобруйчан. Именно так называли кинотеатр «Товарищ» в 1950-е годы. Фото 1960-х.
Любимое место отдыха бобруйчан. Именно так называли кинотеатр «Товарищ» в 1950-е годы. Фото 1960-х.

– Важнейшим из искусств, безусловно, для нас являлось кино, точнее, главнейшим развлечением были для нас фильмы, которые мы могли смотреть даже без перерыва на обед ,– дополняя классика и словно отматывая киноленту назад, убежденно говорит сегодняшний Гарик. – Картины с Чаплином, индийскую «Господин-420» смотрели, например, не один десяток раз. Среди любимых были, конечно, «Тимур и его команда», «Васек Трубачев и его товарищи», «Павка Корчагин», «Молодая гвардия», «Сильные духом», героям которых мы подражали в своих играх и в своей жизни.

Как признается убеленный сединами ветеран, много мест в Бобруйске, где крутили фильмы, они не знали. Самыми известными были кинотеатры «Пролетарий» и «Товарищ». А самым популярным у юных киношников Старой Бойни слыл клуб спиртзавода на противоположной от вокзала станции Бобруйск стороне. По субботам в 5 часов вечера показывали детские, а в 19.00 – картины для взрослых. Разницы в этой кинопродукции никакой практически не было, репертуар был одинаков. Отличие было в технике посещения: подростки, в отличие от дядь и теть, буквально штурмом брали места в зрительном зале. Ведь лучшими считались на галерке – небольшом возвышении за партером, где головы впереди сидящих не мешали, а на последнем ряду и вовсе можно было с ногами взобраться на спинку кресла.

С билетами, по словам Гарика, в послевоенные годы был постоянный ажиотаж, о них следовало беспокоиться заранее. Особенно в более престижные «Товарищ» и «Пролетарий», которые посещали родители.

Пацаны же, кроме клуба спиртзавода, проникали на территорию военного городка Киселевичи, чтобы в местном Доме офицеров посмотреть любимое кино. Для этого направлялись за железную дорогу на аэродром напротив киселевичского карьера, убаюкивали бдительность часовых, охранявших пять кукурузников, и победителями входили в зал, где демонстрировали преимущественно трофейные ленты и среди них «Белоснежку и семь гномов».

Настоящей трагедией было лишение родителями за какую-нибудь провинность 10 копеек на билет в кино.

И наоборот, в качестве поощрения за успехи в школе, за помощь по дому и хорошее поведение иногда мама и папа или бабушка приглашали Гарика на постановку в театр. Старый, с полукруглым фасадом, он размещался ровно на месте нынешнего имени В.И.Дунина-Марцинкевича. Именно на его сцене наш собеседник подростком увидел классические оперетты «Сильва», «Баядера» Кальмана, музыкальную комедию «Барышня-крестьянка» и другие спектакли.

– К нам в Бобруйск часто приезжали артисты Белорусского театра оперы и балета, – погружается в приятную пучину ностальгии театрал начала 1960-х. – Именно в их исполнении я впервые увидел «Лебединое озеро»… Но чаще, конечно, мы обходились созерцанием талантов, взращенных на местной почве – в горсаду на Пушкинской, как по старинке называли городской парк старожилы, играл военный духовой оркестр, вокруг по дорожкам гуляли бобруйчане. В городском Доме культуры проходили вечера в честь праздников и смотры талантов. В гарнизонном Доме офицеров регулярно выступали коллективы художественной самодеятельности… А иногда с территории центрального рынка начинали доноситься треск, рев, дым и гарь мотоциклетных моторов – это в собранном металлическом глобусе накручивала витки по стенкам пара смелых мотоциклистов в шлемах. И мы знали – в Бобруйск едет цирк!

Молодой и влюбленный у кинотеатра «Товарищ» в 1950-е годы.
Молодой и влюбленный у кинотеатра «Товарищ» в 1950-е годы.

__________________

Фотопечать и реставрация старых снимков!

Мы оказываем услуги по фотопечати с любых носителей, реставрации старых снимков (устранение царапин, пятен, увеличение размера).

Приносите старые снимки в редакцию «Вечернего Бобруйска» по адресу: ул. Московская, 42, 2-й этаж. Мы работаем с понедельника по пятницу, с 9.00 до 17.00, без обеда.

Цифровые фото можно прислать на адрес редакции: red-vb@yandex.ru (не забудьте указать свой номер телефона) либо на вайбер +375-25-514-94-64.

Забрать заказ можно в редакции или получить его по почте наложенным платежом.

Справки по тел. (вайбер, телеграмм): +375-25-514-94-64.