Аромат «Красной Москвы» и советские звезды на сцене: о бобруйском Доме офицеров периода 1950-60-х

7112
Всеволод ГРИНЯК, подполковник в отставке, член Союза журналистов СССР
Подполковник в отставке, член Союза журналистов СССР Всеволод Гриняк вспоминает о бобруйском гарнизонном Доме офицеров периода 1950-60-х и его начальнике Григории Фрейлехмане
Бобруйский гарнизонный Дом офицеров, 1965 год. Всемирно известный пианист, народный артист СССР Святослав Рихтер после (третий слева) после выступления. Фото из архива
Бобруйский гарнизонный Дом офицеров, 1965 год. Всемирно известный пианист, народный артист СССР Святослав Рихтер после (третий слева) после выступления. Фото из архива автора.

В центре этого снимка из 1965 года третьим слева стоит всемирно известный пианист, народный артист СССР Святослав Рихтер (1915-1997), а третьим справа – начальник Бобруйского гарнизонного Дома офицеров гвардии подполковник Григорий Иосифович Фрейлехман.

Крайний справа на фото – легенда городской журналистики Ефим Романович Гейкер (1925-2011). Снимок сделан на сцене Дома офицеров после концерта С. Рихтера.

Как вспоминал Е. Гейкер, за кулисами после выступления маэстро директор одной из музыкальных школ осторожно намекнул пианисту, что из самых добрых побуждений и чувства гостеприимства притащил прямо на сцену ящик самого лучшего коньяка. Святослав Теофилович постарался быстренько и незаметно пройти через служебный выход. Мини-банкет не состоялся…

Семья Григория Иосифовича Фрейлехмана (1919-1972) проживала в 15-й квартире нашего Дома коммуны на углу улиц Гоголя и Советской . Дети учились в 5-й средней школе (дочь Лиля – моя одноклассница, а сын Леня был на год старше).

Еврей по национальности, коммунист Г.И. Фрейлехман участвовал в Великой Отечественной войне. Оборонял Москву, первой его фронтовой наградой была медаль «За отвагу», участник Парада Победы (мне показывали бережно хранившийся в семье парадный мундир, в котором слушатель Военной академии бронетанковых и механизированных войск РККА имени И.В. Сталина гвардии капитан Фрейлехман 24 июня 1945 года чеканил шаг по брусчатке Красной площади в Москве).

Гвардии подполковник Г.И. Фрейлехман прибыл в Бобруйск из Марьиной Горки, где служил замполитом одного из полков 8-й танковой дивизии, и через некоторое время был назначен начальником Бобруйского гарнизонного Дома офицеров.

Бывший бобруйский гарнизонный Дом офицеров. Фото из архива редакции.
Бывший бобруйский гарнизонный Дом офицеров. Фото из архива редакции.

Еще с 1950-х годов бобруйский Дом офицеров активно работал не только с военными и их семьями, но и с горожанами. В ГДО были богатейшая библиотека и удобный читальный зал. Для взрослых бобруйчан работали различные курсы, клубы по интересам, для детей – музыкальная студия, где преподавали профессиональные и авторитетные музыканты. К примеру, класс баяна вел Петр Михайлович Ломоносов. В Доме офицеров была лучшая в городе парикмахерская с ее высококлассными мастерами. До сих пор помнится ни с чем не сравнимый аромат тогдашнего военторговского одеколона «Красная Москва». Многие пользовались услугами фотоателье, которое находилось в деревянном здании недалеко от входа в ГДО. Здесь же была и небольшая гостиница. Сын начальника ГДО Леонид Фрейлехман рассказывал, что проживавший в ней в 1964-м прибывший в Бобруйск после окончания Военной академии Генерального штаба Герой Советского Союза, заместитель командующего армией генерал В.А. Бочковский (1923-1999) в один из его редких выходных своими руками отремонтировал прохудившуюся в номере печку-голландку.

Для всех бобруйчан в ГДО организовывались просмотры новых фильмов, вечера танцев, концерты популярных в то время творческих коллективов и отдельных исполнителей. Обо всем этом оперативно оповещал бобруйчан Ефим Гейкер.

На сцене Дома офицеров выступали Лидия Русланова (1900-1973), Леонид Утесов (1895-1982), Клавдия Шульженко (1906-1984), Марк Бернес (1911-1969), вокально-инструментальный ансамбль «Дружба» с блистательной Эдитой Пьехой, Валерий Ободзинский (1942-1997), Валентина Толкунова (1946-2010), Павел Кадочников (1915-1988).

Именно в нашем Доме офицеров мне довелось впервые увидеть выступление ВИА «Песняры», а также побывать на встрече с Татьяной Самойловой (1934-2014), приехавшей в Бобруйск навестить родственников своего тогдашнего гражданского мужа, бобруйского кинорежиссера и писателя Сола Шульмана.

При переполненном зале на сцене ГДО проходили армейские смотры художественной самодеятельности. Всякий раз зрители с нетерпением ожидали выступления участника войны, всегда элегантного виртуоза-пианиста Юрия Иосифовича Гейдельберга (1902-1984) из авиагородка, который за время исполнения какого-либо произведения мог сделать несколько оборотов на вертящемся стуле.

В творческом коллективе народного театра Дома офицеров, который не раз побеждал на фестивалях, смотрах и конкурсах самого высокого, всеармейского (всесоюзного) уровня, было немало талантливых горожан, среди которых и тогдашний начальник 2-го цеха швейной фабрики имени Ф.Э. Дзержинского, а затем директор Оршанской швейной фабрики Давид Израилевич Китайчик (в 1965-1966 гг. мне довелось работать под его началом на «Дзержинке»). Народным театром руководил впоследствии заслуженный работник культуры БССР В.Я. Карпов.

В 1965 году на выпускном вечере, проходившем в Доме офицеров (отсюда в 1953-м проводили в последний путь моего отца – фронтового кавалера ордена Красного Знамени и двух орденов Красной Звезды гвардии подполковника Александра Александровича Гриняка), мне вручили аттестат зрелости. Тепло поздравил меня и по-отцовски напутствовал в новую, самостоятельную жизнь и гвардии подполковник Г.И. Фрейлехман.

С августа 1955 года при Бобруйском гарнизонном Доме офицеров стало работать Военно-научное общество, у истоков которого стоял Герой Советского Союза, тогдашний замкомандующего армией генерал-майор (впоследствии генерал-лейтенант) Петр Иванович Зубов (1901-1957) – участник Парада Победы, в годы войны 9 раз отмеченный в благодарственных приказах Верховного Главнокомандующего.

Некоторые бобруйчане-старожилы помнят крутой характер этого генерала. Он терпеть не мог, когда его служебную машину кто-либо обгонял. Генерал сам отнимал у шофера-лихача водительское удостоверение и передавал его для разбирательства в городскую ГАИ. Однажды во время соревнований на первенство армии по боксу он прямо с ринга снял спортсмена, у которого на плече была татуировка.

В 1960-1970-х годах военно-научное общество при Бобруйском ГДО возглавлял авторитетнейший в городе человек, фронтовой однополчанин моего отца, а впоследствии пятый командир 147-й зенитной ракетной бригады полковник в отставке Александр Степанович Коченюк (1918-1982). В 1970-х мне, тогда младшему лейтенанту запаса и студенту факультета журналистики БГУ им. В.И. Ленина, довелось быть членом этого общества и входить в состав редколлегии «Вестника ВНО».

Когда в ГДО создавался музей 5-й гвардейской танковой армии, секретарь совета ВНО майор Алексей Васильевич Тюрин помог мне ознакомиться с подшивками армейской газеты «На штурм» периода войны. По ней я впоследствии написал курсовую работу и получил на кафедре истории журналистики высший балл.

При гвардии подполковнике Г.И. Фрейлехмане Бобруйский ГДО считался одним из лучших не только в Белорусском военном округе, но и во всей Советской Армии.

После увольнения в отставку Григорий Иосифович Фрейлехман был лектором городского общества «Знание». Когда остановилось его сердце, то мы на своих плечах пронесли гроб с его телом от дома Коммуны до Дома офицеров, где состоялось прощание с ним и откуда его увезли хоронить на родную Житомирщину…