Страшные сказки Бобруйской крепости и быль, которая могла изменить судьбу не одной страны

11.8k
Ирина ХАМРЕНКО-УШАКОВА. Фото из архива «ВБ».
Мы собрали для вас легенды и мифы одной из главных достопримечательностей Бобруйска.

Бобруйский «мешок»

«Где-то в Бобруйской крепости (некоторые утверждают, что в нынешнем помещении СИЗО) есть страшная камера яйцевидной формы, в которой невозможно вытянуться или разогнуться»

Эта легенда описана в книге Валентина Пикуля. Она гласит, что где-то «в форте Вильгельма» Бобруйской крепости есть камера яйцевидной формы, в которой содержали особо опасных преступников. В камере не было углов, там невозможно было вытянуться или встать в полный рост. Не было в камере и окон, только три отверстия – сверху для попадания света, сбоку – для еды и воды и снизу – для туалета. Пикуль описывает содержание в такой камере как невыносимую пытку.

На практике нет документальных свидетельств того, что такая камера на самом деле есть. А тот факт, что одно из строений крепости сейчас занято следственным изолятором, только добавляет этой легенде таинственности.

Куриные яйца в составе цемента и кирпичей крепости

«Крепость стоит благодаря тому, что составе кирпичей есть куриные яйца»

Некоторые говорят о компонентах яйца в составе – кто-то настаивает на белке, а кто-то – на желтке. Впрочем, документального подтверждения нет ни одной из версий – яиц просто нет ни в каких хозяйственных документах и сметах.

Но есть городской юмор о том, что некоторые купцы, которые якобы для этого поставляли яйца на строительство крепости, привозили их в сваренном виде, потому что не догадывались о том, как их будут использовать.

Однако стоит отметить, что об использовании яичного белка и других органических веществ для укрепления каменной кладки говорилось все времена во всех странах. А с прямыми доказательствами сложнее: например, доказано, что древние китайцы добавляли в раствор рис, и доказано, что при строительстве Карлового моста в Праге яиц не было. А вот для прочной штукатурки яйца – обычное раньше дело.

От Бобруйской крепости ведет подземный ход в Борисов

«От Бобруйской крепости ведет подземный ход в Борисов. Есть также ход и под Березину. Говорят – такой широкий, что две кареты могут в нем разъехаться».

Аналогичные легенды есть в любом городе, в котором есть замок или крепость. На самом деле существовали только подземные ходы для выхода воинов в крепостной ров, контрминные галереи для предупреждения минирование крепости и небольшие “вылазочные галлереи”. Иследователи истории крепости утверждают, что в таких ходах (как подземный ход под Березину, или уж тем более – до Борисова) просто нет смысла, а их строительство неизбежно повлекло бы серьезные и совершенно лишние финансовые затраты.

Где-то в крепости хранятся сокровища Наполеона

«По пути отступления из Москвы кто-то из состава высшего командования Наполеоновской армии захватил с собой украденное там золото. Однако обозу не удалось доставить груз – карета опрокинулась и пошла на дно вместе со всем содержимым».

Точно известно, что армия Наполеона отступала из Москвы не через Бобруйск, а через Борисов. Поскольку этот город тоже стоит на Березине, места переправ могли перепутать случайно. Или сознательно – чтобы родилась красивая легенда. В общем, если Наполеоновское золото и стоит где-то искать, то под Борисовом.

В Бобруйской крепости родился заговор декабристов

Где-то в подземельях редюитов крепости родился заговор декабристов, с которого тогда все и началось.

А это уже не легенда, а исторический факт. С 1820 по 1823 года в Бобруйской крепости служили члены тайных обществ и руководители декабристского движения – Муравьев-Апостол и Бестужев-Рюмин. Они и были авторами нескольких проектов государственных переворотов, один из которых войдет в историю как «Бобруйский план».

Поднять восстание именно в Бобруйске предполагалось по нескольким причинам: была возможность воспользоваться приездом императора Александра I, осуществляющего царских осмотр полков в тот год. Влияла и близость Москвы, куда собирались двинутся восставшие, поднимая по пути другие войска. Кроме того, сама крепость могла использоваться как укрытие. В ней в случае неудачи можно было не просто отсидеться заговорщикам, но и удерживать пленного императора.

Бобруйский план разработали Муравьев-Апостол и Бесстужев-Рюмин. Позже к ним присоединился и полковник Иван Повало-Швейковский. Они хотели заставить власть принять ряд демократических реформ. Участие в разработке плана иногда предписывают и Василию Норову. Заговорщики рассчитывали на выступление четырех полков, в которых служили – Черниговского, Полтавского и Алексопольского пехотных и 18-го егерского.

Утром 12 сентября 1823 года в Бобруйскую крепость прибыл император Александр I. С 12 на 13 сентября осуществлять охрану крепости и императора должен был егерский полк, в котором служил Норов, что должно было дать заговорщикам большие шансы на успех.

Однако, как позже покажет на следствии Норов, весь тот день он «был занят своей должностью в присутствии князя Горчаков и майора Петровского». Ночью Норов охранял императора и «клянусь всемогущим Богом, что если бы было совершено покушение на жизнь и свободугосударя, то к какому бы обществу я не принадлежал, я охранял бы его особу до последней капли крови!».

Так или иначе, «Бобруйский план» провалился, как и последующее восстание, а крепость превратили в политическую каторжную тюрьму, первыми узниками которого и стали зачинщики восстания. Кстати, об условиях содержания в тюрьме-крепости революционер Александр Герцен писал: «Пусть будет Сибирь, пусть будет что угодно, но только не эта страшная тюрьма на Березине».

Но это была не единственная попытка восстания в Бобруйске. В феврале 1826 года прапорщик С. Трусов пытался поднять восстание в Бобруйской крепости. Во время смотра полка он, обнажив шпагу перед солдатским строем, «поносил государя императора и всю августейшую фамилию» и призывал с оружием в руках выступить за свободу, против царя-тирана. Но поднять солдат на восстание ему не удалось. Для прапорщика Трусова, как и для других декабристов, Бобруйская крепость стала тюрьмой.

Жуткое комендантское озеро

Там, где сейчас находится переулок Затонный, раньше было зловещее Комендантское озеро – место, где расстреливали людей. Некоторые говорят даже о тополе, на котором вешали приговоренных. Говорят, что тополь сгорел от удара молнии до Великой Отечественной войны. Есть также версии, что страшное озеро находилось в другом месте, ближе к госпиталю.

Некоторые источники связывают страшное комендантское озеро с военной тюрьмой, то есть гауптвахтой. Вероятно, именно там приводили в исполнение казни.

По поводу места расположения жуткого места, краеведы больше склоняются именно к локации между иезуитским костелом (в XIX веке гауптвахтой) и одним из крепостных сооружений. «Дело в том, что с десяток лет тому назад в крепостном валу, как раз напротив здания бывшей гауптвахты, открылся полуразвалившийся выход из крепости. Говорят, что именно через этот выход в 1905 году убежали приговоренные к смерти узники дисциплинарного батальона», – поясняется в библиографическом обзоре, составленном бобруйскими библиотеками.

В материале использована информация:

  • из книги «Бобруйская крепость: вчера, сегодня, завтра» – Бобруйск, 2012;
  • телепередачи «Обратный отсчет. Бобруйская крепость» (телеканал ОНТ);
  • рассказа «Бобруйский мешок» Валентина Пикуля.

«ВБ» благодарит за помощь в подготовке материала Олега Красного, председателя Бобруйской еврейской общины.