Джокер захватил Венецию – и другие призы кинофестиваля

312
Артём ЛУКЬЯНОВИЧ
«Золотого льва» одного из самых знаменитых и самого классического кинофестиваля получил фильм по... комиксам. Небывало, но логично.
Кадр из фильма «Джокер».
Кадр из фильма «Джокер».

76-й Венецианский кинофестиваль сломал традиции и поспорил сам с собой.

В Венеции вообще не очень привечают американское кино (хотя призы нередко дают). А чтобы в программе была экранизация комиксов – это просто неслыханно, для любого фестиваля большой тройки (Венеция, Канны, Берлин). Но – не в этот раз.

История Джокера, главного антагониста Бэтмэна, в исполнении режиссера Тодда Филлипса стала психологической драмой о тяжелом детстве, исковерканной судьбе и множестве ступенек к становлению зла. А исполнившему главную роль Хоакину Фениксу не дали приз за лучшую мужскую роль только потому, что в Венеции не принято давать «два приза в одни руки». И так нарушений правил хватило.

Кадр из фильма «Джокер».
Кадр из фильма «Джокер».

Гран-при жюри ушло американскому режиссеру Роману Поланскому за лучший его фильм за многие десятилетия, «Я обвиняю» (в российском переводе «Офицер и шпион»). Это реальная история конца XIX века, знаменитое дело Дрейфуса – французского офицера, обвиненного в шпионаже только потому, что он был еврей. Долгие судебные разбирательства раскололи страну, по словам режиссера, они стали «символом беззакония, на которое способны власти во имя национальных интересов».

Расколот и киномир по отношению к самому Роману Поланскому. Его давно обвиняют в сексуальном домогательстве к несовершеннолетней, из-за этого он десятилетия не появляется в США и не приехал в Италию, чтобы не рисковать, что его выдадут американским властям. Даже председатель жюри фестиваля Лукресия Мартель перед началом кинофорума выступила с критикой скандального режиссера. А в конце отдала ему спецприз жюри. Потому что заслужил.

А главным героем фильма про дело Дрейфуса Полански сделал не Дрейфуса, а полковника Пикара, который решил во всем разобраться вопреки воле начальства. Фильм показывает – для того, чтобы пошатнуть систему, достаточно одного честного человека. Достойный кандидат.

Кадр из фильма «Я обвиняю».
Кадр из фильма «Я обвиняю».

В конкурсе «Горизонты» победила украинская картина «Атлантида» Валентина Васяновича, посвященная тому, что для украинцев главная тема уже 5 лет. Действие фильма происходит в 2025-м, как сказано в титрах – «через год после окончания войны». Бывший солдат находит забвение в помощи волонтерам, занимающихся эксгумацией трупов украинских и российских солдат. Что заставляет ужаснуться войне куда больше привычных экранных стрелялок.

Кадр из фильма «Атлантида».
Кадр из фильма «Атлантида».

Остальные призеры 76-го Венецианского кинофестиваля:

  • «Серебряный лев» за лучшую режиссуру – Рой Андерссон за фильм «О бесконечности».
  • «Золотые Озеллы» за лучший сценарий – Юньфань за фильм «Дом 7 по Черри Лейн».
  • «Кубок Вольпи» за лучшую мужскую роль – Лука Маринелли за фильм «Мартин Иден».
  • «Кубок Вольпи» за лучшую женскую роль – Ариан Аскарид за фильм «Молитва во имя Бога».
  • Специальный приз жюри – «Мафия уже не та, что раньше» режиссёра Франко Мареско.
  • «Молодой лев» за лучший режиссерский дебют – Амьяд Абу Алала за фильм «Ты умрешь в 20 лет».
  • Награда имени Марчелло Мастроянни (лучшему молодому актеру или актрисе) – Тоби Уоллес за фильм «Молочные зубы».
Кадр из фильма «Дом 7 по Черри Лейн».
Кадр из фильма «Дом 7 по Черри Лейн».
Гран-при жюри Венецианского кинофестиваля получает жена Романа Поланского. Фото Reuters.
Гран-при жюри Венецианского кинофестиваля получает жена Романа Поланского. Фото Reuters.