Иногда и психологу нужен психолог. Как справляются со стрессом те, кто ежедневно помогает другим

3897
Ирина ХАМРЕНКО-УШАКОВА. Фото: pixabay.com
Работать с жертвами домашнего насилия – тяжелый труд. В этом мы убедились, пообщавшись с сотрудницами «горячей линии» и центра соцосблуживания.

Психолог «горячей линии»: «Когда чувствую перегрузку, я обращаюсь за помощью к самой себе»

Александра не хочет афишировать свою фамилию. Она – психолог «горячей линии» для пострадавших от домашнего насилия. Работает в этой сфере уже около пяти лет, раньше оказывала помощь пострадавших от домашнего насилия в приюте, который открыло в Минске международное ОО «Гендерные перспективы».

По ее словам, работа на «горячей линии» – это постоянное эмоциональное напряжение. Ведь ситуации, о которых рассказывают звонящие, порой ужасают даже опытных сотрудников.

– Бывают экстренные случаи. Например, женщина в момент звонка стоит возле дома в тапочках и пижаме, и ее с детьми покинуть дом вынудил агрессивный супруг, – рассказывает Александра. – Нам необходимо быстро предоставить ей информацию о том, где она и ее дети могут получить временный приют.

8-801-100-8-801
номер телефона общенациональной «горячей линии» для пострадавших от домашнего насилия.
Помощь бесплатная, конфиденциальная и анонимная.

Бывает, женщина звонит и просит вызвать милицию, так как боится за жизнь члена своей семьи. Часто звонящие находятся в тяжелом эмоциональном состоянии, и их необходимо успокоить, чтобы они могла начать действовать взвешенно.

Если обращается человек, который в ситуации домашнего насилия находится давно, то работа строится по другому принципу. Сначала нужно установить с ним эмоционально-доверительные отношения, чтобы пострадавший мог довериться консультанту и рассказать свою историю. Потом нужно оказать психологическую поддержку и рассказать о возможном алгоритме действий.

В среднем за рабочий день каждый оператор «горячей линии» принимает до 10 звонков (иногда и больше).

– Но мы никогда не знаем, сколько людей за смену нам позвонит, – объясняет Александра. – Иногда бывает, что не успеваешь положить трубку, как раздается следующий звонок. Бывают долгие, больше часа разговоры.

Психологи, конечно, сопереживают обратившимся, эмоционально реагируют на их истории. Но степень своей эмоциональности нужно контролировать, чтобы в критической ситуации спокойно объяснить человеку, что делать и куда обращаться.

Когда психолог «горячей линии» чувствует, что сам перегружен, он обращается... к самому себе за супервизией – внутренней психологической поддержкой.

– Я постоянно работаю над своей чувствительностью, – говорит Александра. – Помогают природа, эмоциональные практики. Стараюсь, конечно, переключаться, когда прихожу домой, все переживания оставлять на работе. Хотя так не всегда получается.

Александру больше всего поражает то, как ведут себя агрессоры.

– Они похожи только тем, что хотят установить как можно больше власти и контроля над своими жертвами, а обстоятельства всегда различаются, – рассказывает она. – У агрессоров очень богатая фантазия, и они хорошо чувствуют «болевые точки» своих жертв.

Мне врезалась в память история, когда муж заставлял жену оскорблять саму себя, записывал это на видео и выкладывал в интернет.

В Беларуси существует петиция, создатели которой выступают за разработку и принятие закона о противодействии домашнему насилию. 25 ноября она будет отправлена в различные государственные структуры и органы.

А однажды нам звонила женщина, которую муж избил за то, что на столе были крошки.

К слову, 96% звонящих на общенациональную «горячую линию – женщины.

Работа на «горячей линии» сильно изменила и саму Александру. По ее словам, она стала чаще замечать любое проявление насилия и остро реагировать на такие факты.

А сил, чтобы продолжать помогать людям, ей придают истории людей, которые после звонка на «горячую линию» находят в себе силы уйти от агрессора и построить новые, гармоничные отношения. Не без помощи, в том числе, и психолога.

Психолог ТЦСОН: «Мне помогает полноценный отдых где-нибудь вдали от города»

Елена Кравцова – психолог территориального Центра социального обслуживания населения Ленинского района Бобруйска. Ей всегда нравилось помогать людям.

– Я знала, куда иду, и понимала, что клиенты тут специфические, и работа непростая, – говорит Елена.

Психолог в ТЦСОН оказывает помощь людям старше 18 лет, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Чаще всего Елене приходится работать с семьями, в том числе многодетными, а также с теми, кто вернулся из мест лишения свободы. Многие из ее подопечных – жертвы домашнего насилия.

О семьях, в которых есть случаи насилия, в ТЦСОН узнают из милиции. За помощью можно обращаться и самостоятельно. Алгоритм здесь такой: выезжая на вызов по поводу семейного скандала, милиционеры рассказывают жертвам, где можно получить помощь, и одновременно получают их согласие на передачу информации в ТЦСОН. В центр такая информация поступает в течение трех суток, после чего психолог звонит пострадавшим, консультирует их по телефону, приглашает на личную беседу.

– В год нам поступает около 200 таких заявок, – рассказывает Елена. – На мой взгляд, это много. Насилия не должно быть в принципе.

Домашнее насилие не зависит от статуса и финансового благополучия семьи, подчеркивает психолог. Так иногда пожилые люди страдают от своих детей. Но большая часть тех, с кем работает психолог – женщины среднего возраста.

– Сегодня женщины, столкнувшись с насилием в семье, все чаще предпочитают уйти от агрессора. Но некоторые считают: «Бьет – значит, любит», и их такая жизнь устраивает, – говорит Елена. – Я, конечно, постараюсь скорректировать ее установки, но против ее воли пойти не могу.

Чаще всего жертвы слышат угрозы и оскорбления в свой адрес.

– Но даже если агрессор не выполнит своих угроз, жертва все равно страдает – падает ее самооценка, она замыкается в себе, может развиться депрессия. И люди, боясь выносить это из семьи, живут в таком состоянии годами, – рассказывает психолог.

73-09-22, 72-02-45
телефоны отделения социальной адаптации и реабилитации ТЦСОН Ленинского района. Психолог работает бесплатно, в будние дни, с 8.00 до 13.00, с 14.00 до 17.00.

Как психологу, Елене нужно искренне сопереживать собеседникам.

– Мы должны чувствовать человека, с которым работаем, – подчеркивает она, – и понимать всю его боль.

Конечно, при этом нужно стараться ни в коем случае не переносить весь негатив на свою жизнь. Но полностью абстрагироваться от работы не получается, признается Елена Кравцова. Навык приходит с опытом.

– Если не работать над тем, чтобы переключаться, можно очень быстро потерять интерес к работе, «выгореть» профессионально, – говорит она. – Мне помогает полноценный отдых где-нибудь вдали от города.

Стоит обратиться к психологу, если в вашей семье:

  • часто случаются конфликты,
  • вы постоянно слышите упреки или необоснованную критику со стороны вашего партнера,
  • вы чувствуете излишний навязчивый контроль со стороны партнера,
  • в других ситуациях, из которых трудно найти выход самостоятельно.

Где еще можно получить помощь:

Общественное объединение «Радислава», созданное для помощи женщинам, пострадавшим от насилия. Их телефон экстренной помощи для размещения в убежище (в Минске): 8029 610-83-55.

Кризисная комната БЖСОО «Провинция» (Борисов): 8029 756-35-24.

Получить поддержку и помощь в разработке плана дальнейших действий в кризисной ситуации можно от общественного объединения «Белорусская ассоциация молодых христианских женщин». Их телефон: 8033 603-20-32.