Пассажирский Boeing 737-800 чешского лоукостера Smartwings выполнял рейс с греческого острова Самос в Прагу со 170 пассажирами. По информации Aviation Herald, 22 августа сразу после взлета и набора высоты отказал левый двигатель. Но пилот решил не возвращаться, а лететь дальше. Он снизился с высоты 11 км до семи, дважды пытался перезапустить двигатель, но тот отказывался работать. Поскольку на борту было достаточно топлива, экипаж решил продолжить путь в Прагу. Пассажирам ничего не сообщили, и через два с половиной часа они спокойно приземлились в Праге.
Стандартные эксплуатационные процедуры требуют, чтобы при подобной неисправности самолет сел в ближайшем подходящем аэропорту – таких было достаточно, начиная от Афин, что всего в 100 км от Самоса, и далее по маршруту.
Как рассказал венгерский авиадиспетчер, связывавшийся с этим рейсом, пилоты просто сообщили, что у них техническая проблема, и ни словом не обмолвились об отказе двигателя. Когда позже диспетчеры разных стран на маршруте связывались между собой, оказалось что о проблеме такого масштаба не знали ни сербы, ни австрийцы, пока последним о причине снижения не сообщили из Праги. «Я думаю, это многое говорит об этой авиакомпании», – закончил диспетчер.
Управление гражданской авиации Чехии заявило, что «собирает доступную информацию, оценивает ее и примет меры после оценки. Будет ли в результате административное разбирательство с командиром, или подача уголовной жалобы, пока не известно, но Управление приложит все усилия, чтобы предотвратить повторение подобного сценария. В частности, наша цель – исправить систему».
В авиакомпании же заявили: «Экипаж действовал в соответствии с правилами техники безопасности и эксплуатации в таких случаях, и самолет благополучно приземлился. Командир является одним из самых опытных в компании, экипаж контролировал ситуацию и, конечно, не стал бы что-либо недооценивать».
Справка «ВБ»: при отказе одного из двигателей самолет начинает «скользить» в противоположную от него сторону. Система поперечной устойчивости стремится накренить самолет в сторону, противоположную скольжению. Лететь можно, но от пилота требуется постоянное управление всеми процессами, причем зачастую ему очень сложно понять, что в точности происходит.