Как начать заниматься бизнесом в Бобруйске? Объясняем, что нужно, а что необязательно

4951
Ирина ХАМРЕНКО-УШАКОВА. Фото pixabay.com
Если вы хотите начать свой бизнес, вы можете регистрировать, а можете не регистрировать ИП. Кому и как поступать в каждой конкретной ситуации – в нашей полезной инструкции.

Вы можете не регистрировать ИП, если хотите оказывать потребителям услуги:

  • Репетитора.
  • Тамады.
  • Фотографа.
  • Парикмахера и мастера по маникюру.
  • Сборщика мебели.
  • По ремонту одежды и обуви.
  • По ремонту компьютеров и т.д.

Либо вы можете быть ремесленником, т.е. изготавливать своими руками какие-то изделия, предметы творчества и самостоятельно их продавать. Подробнее об этих видах деятельности по ссылке.

Какие в таком случае платить налоги?

Ремесленникам нужно платить раз в год сбор в размере одной базовой величины (в 2019 г. – 25,5 рубля) – первый раз до начала осуществления ремесленной деятельности, а за следующий год – не позднее 28 декабря текущего года.

Остальные ежемесячно платят единый налог. Ставка зависит от вида деятельности и места ее осуществления.

В Бобруйске:

  • Для репетиторов – 30 рублей.
  • Для парикмахеров – 58 рублей.
  • Для тех, кто пилит дрова, грузчиков – 12 рублей.
  • Для штукатуров, маляров, стекольщиков, циклевщиков, облицовщиков и некоторых других специалистов по ремонту – 102 рубля.

Подробнее о ставках по ссылке.

Единый налог платим за каждый «рабочий» месяц не позднее дня, предшествующего дню начала деятельности, и в этот же срок подаем в налоговую инспекцию уведомление.

Если вам все-таки необходимо регистрироваться ИП, действуйте по инструкции:

Шаг 1. Собираем документы для регистрации

В Бобруйске ИП регистрируют администрации Ленинского и Первомайского районов. Отнесите в администрацию следующие документы:

  • Удостоверение личности – паспорт или вид на жительство.
  • Если вместо вас идет представитель, у него должна быть доверенность.
  • Заявление. Бланк получить по месту регистрации.
  • Две фотографии 3х4.
  • Квитанцию об уплате госпошлины.

В администрации вы получите свидетельство о государственной регистрации ИП.

Шаг 2. Постановка на учет в налоговой инспекции

Постановка на учет в налоговой инспекции осуществляется автоматически при государственной регистрации ИП, без его участия. В подтверждение этого в администрации выдадут извещение о присвоении учетного номера плательщика (УНП).

Шаг 3. Выбираем систему налогообложения

Для ИП есть три системы:

  1. Общий порядок: платим подоходный налог 16 % от дохода (выручка минус расходы; глава 18 Налогового кодекса РБ). Также ИП нужно платить НДС, если сумма выручки нарастающим итогом с начала года превысит 420 000 рублей.
  2. Упрощенная система налогообложения (УСН): платим налог 5 % от общей валовой выручки. Если решили применять УСН с уплатой НДС, налог платим по уменьшенной ставке 3 % (глава 32 Налогового кодекса РБ). Для перехода на УСН ИП должны в течение 20 рабочих дней со дня их государственной регистрации подать в налоговую инспекцию уведомление.
  3. Единый налог: платим заранее по фиксированной ставке в рублях за месяц (глава 33 Налогового кодекса РБ).

Ставка налога зависит от видов товаров, работ, услуг, места работы ИП. Подробнее о ставках по ссылке.

Если валовая выручка ИП превысит 40-кратную сумму единого налога, то нужно заплатить еще налог 5 % от суммы превышения.

При применении всех трех систем налогообложения ИП обязаны уплачивать НДС при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

Кто какую систему может выбрать?

Если ИП реализует товары или оказывает услуги организациям или другим ИП, то он может выбрать между общим порядком и УСН.

Если ИП занимается розничной торговлей товарами, открывает мини-кафе, летние и сезонные кафе, оказывает услуги, выполняет работы по заказам физлиц, то ИП могут выбирать между тремя системами налогообложения – общим порядком, УСН и единым налогом.

ИП не может оплачивать единый налог, если он торгует пивом, табачными изделиями, всеми видами изделий из натурального меха, мебелью, определенными видами бытовой техники (холодильниками, телевизорами, стиральными машинами и т. п.), компьютерами, мобильными телефонами, запасными частями к авто и в некоторых других случаях.

Шаг 4. Покупаем/заводим документы

  • Книгу замечаний и предложений.
  • Книгу проверок.
Для регистрации ИП вы также можете обратиться в одну из специальных организаций, оказывающих юридические услуги для развития бизнеса, например сюда.
  • Бланки строгой отчетности (например, товарно-транспортные или товарные накладные, квитанции о приеме наличных денежных средств) и приходно-расходную книгу по учету бланков строгой отчетности.
  • Книги для ведения учета своих доходов и расходов (при применении общего порядка и уплате единого налога учет ведется в книгах по форме согласно постановлению МНС РБ от 30.01.2019 № 5, при применении УСН – согласно постановлению МНС РБ, Министерства финансов РБ, Министерства труда и социальной защиты РБ, Национального статистического комитета РБ от 09.01.2019 № 4/1/1/1). Подробнее об этом по ссылкам 1 и 2.

Шаг 5. Заключаем договор с банком на расчетно-кассовое обслуживание

Открывать счет в банке нужно, если размер ежемесячной выручки от реализации товаров и услуг превысит сумму, эквивалентную 1000 базовых величин (сейчас 25 500 рублей). Это не касается ИП, которые платят единый налог.

Также необходимо открывать счет, если наличные деньги принимаются с использованием кассового аппарата.

Шаг 6. Установить оборудование для работы

Обычно, ИП принимают наличные деньги с помощью кассового аппарата. В некоторых случаях можно обойтись без него (смотрим перечень этих случаев в главе 6 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров РБ и Национального банка РБ от 06.07.2011 № 924/16). Но тогда прием денег в зависимости от ситуации необходимо оформлять квитанциями либо приходными кассовыми ордерами.

Вместе с кассовым оборудованием отдельным ИП нужно установить еще и платежные терминалы (перечень – в приложении 1 к постановлению № 924/16).

Перед началом работы кассовый аппарат нужно зарегистрировать в налоговом органе. Но если на нем установлены средства контроля налоговых органов (СКНО), то регистрировать его не нужно. С СКНО обязаны работать таксисты, остальным ИП, работающим в Бобруйске, нужно установить СКНО (заключить договор на его установку) с 1 сентября 2019 г.

Подробнее о требованиях, которые необходимо соблюдать при приеме денег по ссылке.

Шаг 7. Подключиться к системе электронного декларирования

Тем, кто будет представлять декларации по налогам в электронном виде.

Для того, чтобы подключиться, нужно:

  • Зарегистрироваться в регистрационном центре РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (г. Бобруйск, ул. Октябрьская, 137а, каб. 103).
  • Установить на компьютере специальную программу: средство криптографической защиты (предоставляется регистрационным центром после регистрации).
  • Компьютер, на котором установлена программа, должен быть подключен к интернету.
  • Установить программное обеспечение электронного декларирования. Его можно получить в налоговом органе по месту регистрации или загрузить с портала МНС.

Полезные ссылки:

Национальный правовой интернет-портал

Сайт Министерства по налогам и сборам РБ

Региональная страница инспекции МНС РБ по г. Бобруйску на сайте МНС РБ

Сайт Министерства юстиции РБ

Сайт единого государственного регистра юридических лиц

Сайт Бобруйского горисполкома

Сайт администрации Ленинского района

Сайт администрации Первомайского района

«ВБ» благодарит за помощь в подготовке материала инспекцию МНС РБ по городу Бобруйску.