Накануне открытия итоговой выставки наш корреспондент встретился с начальником отдела культуры Бобруйского горисполкома Вадимом Щербичем, чтобы узнать, как же на самом деле работает весь этот непростой механизм под названием «Арт-Жыжаль».
Наш разговор касался разных аспектов, в том числе и того, каким образом иностранные художники-керамисты становятся участниками бобруйского художественного форума.
Как выяснилось, здесь нет четкой схемы и готового решения. Всякий раз результат основывается на тесном взаимодействии руководителя пленэра Валерия Колтыгина, который формирует темы и подходы, а также координатора в лице директора Бобруйского художественного музея Светланы Приваловой, на чьих хрупких плечах лежит вся организационная часть работы. Официальную переписку для получения виз ведет Бобруйский горисполком.
За шестнадцать лет авторитет международного пленэра «Арт-Жыжаль» в профессиональных кругах керамистов значительно вырос. Его география расширилась за границы бывшего СССР и сегодня включает страны Европы, Азии, Латинской Америки и Ближнего Востока. Участие в «симпозиуме», как его называют иностранные участники, считается весьма престижным. Без сомнения, всё это — заслуга его бессменного руководителя. Именно Валерий Колтыгин, благодаря своим широким культурным связям, каждый год открывает белорусским любителям искусства новые имена.
Однако, творческие замыслы так и остались бы только замыслами без планомерной и местами рутинной работы организаторов в лице Бобруйского художественного музея. И работа эта не останавливается между пленэрами! Уже в январе, с началом финансового года, составляются сметы и утверждаются расходы. В марте сотрудники музея и отдела культуры выезжают на место для «рекогносцировки». Самая активная фаза начинается непосредственно перед началом форума.
Уже в течение десяти лет «Арт-Жыжаль» проводится на базе отдыха ОАО «ФанДОК». Даже с оглядкой на некоторую бытовую неустроенность многие постоянные участники отмечают, что это место на высоком берегу Березины само по себе настраивает на творческий лад и подпитывает полет фантазии. Генеральный директор «ФанДОКа» Андрей Партянков и директор гостиничного комплекса Нелли Верас являются членами оргкомитета пленэра, и их смело можно причислить к соавторам всего проекта.
Бобруйский художественный музей осуществляет полное финансовое сопровождение мероприятия. Сюда включаются расходы на питание, проживание, транспорт, закупку шамотной массы для формовки, представительские затраты. Директору музея Светлане Приваловой приходится вникать в самые неожиданные проблемы. Например, вносить коррективы в меню для участников-вегетарианцев. К слову, трехразовое питание художников осуществляют повара комбината школьного питания «Купалинка».
Сотрудники Бобруйского художественного музея организуют культурную программу для гостей, знакомят их с Бобруйском и историческими памятниками Беларуси. В этом году участники пленэра среди прочего совершили обзорную экскурсию по городу и посетили Национальный историко-культурный музей-заповедник «Несвиж».
Но всё это не имело бы никакого смысла без самого главного – итоговой экспозиции, которая завершает яркой мажорной кодой всё мероприятие.
Итоговая выставка «Искусство живого огня» XVI Международного пленэра по керамике «Арт-Жыжаль» продлится в Бобруйском художественном музее до 29 сентября. Затем экспозиция отправится в Минск и Могилев.