Шестнадцатый по счету «Арт-Жыжаль» одновременно и первый после годичного перерыва. Ранее городскими властями было решено проводить пленэр раз в два года. Возможно, в таком решении есть свои резоны. Но в итоге получилось не очень: международный форум керамистов совпал с другим масштабным событием — фестивалем народного творчества «Венок дружбы». Хоть даты и разные, подготовка к пленэру начинается заранее. Точнее, должна начинаться… Но, когда в Бобруйске гремят фестивальные салюты, всем как-то недосуг.
Уж если и сохранять пленэр керамистов и «Венок дружбы» в формате биеннале, то следовало бы развести эти два мероприятия по годам, — считает руководитель «Арт-Жыжаля» Валерий Колтыгин. Глядишь, в таком случае и финансирование стало бы соответствовать высокому международному статусу, и Валерию Аркадьевичу не пришлось бы везти из дому стиральную машину для бытовых нужд иностранных гостей. И это лишь одна из множества организационных проблем, которые пришлось решать самостоятельно и в спешном порядке.
К слову, в Вербках, на базе отдыха «ФанДОКа», до сих пор высятся деревянные скульптуры, оставшиеся от проходившего тут двумя неделями ранее конкурса резчиков по дереву. Никто их не убирает. Мокнет себе прикладное искусство под щедрыми июльскими дождями. К соседству с деревянными изваяниями керамисты относятся спокойно, но о творчестве коллег отзываются с иронией. А давеча и вовсе анекдотичная история приключилась.
Заехала в Вербки телевизионная группа одного популярного канала. И бойкая не по годам журналистка решила снять интервью с Колтыгиным на фоне чего-нибудь «художественного». Конечно же на глаза ей попались те самые деревянные драконы и медведи. Колтыгин сначала удивился, потом возмутился, а в конце концов наотрез отказался сниматься на фоне «деревяшек». Мол, пленэр по керамике, и рабочий материал глина. Экий несговорчивый! «Ну а где же вы хотите?» – не унималась журналистка. «Да вот хоть возле печей», – ответил он, указывая под навес с грудами дров и стопками кирпичей. Та округлила глаза: «Как? Возле этого мусора?!»
Так вот обычному человеку и невдомек, из какого сора рождается искусство. Меж тем художники-керамисты из Бразилии, Египта, Турции, и менее экзотичных Болгарии, Литвы, Молдовы, России самозабвенно орудуют кочергой у горнила закопанных наполовину в землю печей. Прямо между гор деревянных чурок и мешков с опилками. В полном соответствии с девизом «Искусство как мир самовыражения». Ведь именно тем их и привлекает «Арт-Жыжаль», что здесь настоящий полигон для экспериментов с технологиями обжига. А в керамике это едва ли не главное. Потом они увезут новые идеи и знания к себе на родину и передадут другим. Шутка ли – благодаря белорусскому пленэру в Латвии тоже появились печи для керамики раку. А приемы обвара, дымления, редукции, опробованные на березинском берегу, стали применять керамисты и в других странах бывшего СССР.
Но Колтыгин с командой не стоят на месте. В этом году они впервые хотят опробовать печь для соляного обжига. Просто адская температура в 1250°С позволит расплавить даже поваренную соль. В результате целой последовательности химических реакций на поверхности изделий должен появиться тонкий слой натриево-силикатной глазури. Примечательно, что при столь высокой температуре предсказать конечный вид произведения невозможно. В полном смысле огонь здесь выступает соавтором художника. Это делает каждую выходящую из печи работу уникальной.
Всего в творческом форуме принимают участие два десятка художников. Многие приезжают во второй, третий раз. Светлана Шугжда и Валентин Байда из Молдовы, Юргита Ясинкайте из Литвы уже по праву могут считаться завсегдатаями. Самый колоритный в этом году – египтянин Мохамед Эль-Абд – в общении оказывается очень открытым, хоть вначале ему непросто было приспособиться к здешним спартанским условиям. Вивиан Диль, художница из Бразилии, работает над затейливыми растительными формами, напоминающими то ли карликовые баобабы, то ли гигантскую капусту брокколи. Всем участникам приходится придерживаться некоторых стилистических и технологических ограничений. Иностранным участникам умение держаться в рамках дается нелегко.
Зато белорусы Антон Тихоновец, Ольга Семашко, Максим Колтыгин как раз и составляют тот костяк, на который всегда может опереться руководитель Валерий Колтыгин. Все вместе они и двигают пленэр.
А что же непосредственные организаторы – Могилевский облисполком и Бобруйский горисполком? Было бы ошибкой считать, что они бросили свое детище на произвол судьбы. Форум финансируется из городского бюджета. Следует понимать, что организаторы вынуждены действовать в достаточно жестких экономических рамках. Городской исполнительный комитет, кроме прочего, оплатил питание и проживание участников. Совместно с ОАО «ФанДОК» было организовано их размещение на базе отдыха предприятия в Вербках. Бобруйский художественный музей позаботился о культурной программе. Гости смогли познакомиться с достопримечательностями Бобруйска, узнать его историю, посетить экспозицию живописи и побывать на экскурсии в Национальном историко-культурном музее-заповеднике «Несвиж».
Замечательной традицией «Арт-Жыжаля» стал публичный обжиг «Огненной скульптуры». Не обойдется без него и нынешний год. Не столько забавы ради, а просвещения для затевают всякий раз свой коллективный труд художники. Ведь по сути «Огненная скульптура» – это демонстрация технологии обжига глины вовсе без печи. Точнее, тот случай, когда сама скульптура и есть печь. Причем в этот раз всё более чем иронично. В июльской ночи 2 августа из-под покровов теплоизоляции глазам зрителей будет явлена… раскаленная печь-буржуйка!
Этот узнаваемый и сугубо утилитарный предмет, по словам Валерия Колтыгина, в качестве арт-объекта был выбран не случайно. Ведь если задуматься, буржуйка, спасавшая от холода в суровые времена, для многих людей является символом уюта, домашности и теплых человеческих отношений. По сути это символ целой эпохи. Впрочем, не стоит относиться к этому слишком серьезно, добавляет Валерий Аркадьевич.
А уже 6 августа в Бобруйском художественном музее откроется итоговая выставка участников пленэра «Искусство живого огня». Не пропустите! Впоследствии экспозиция будет демонстрироваться в Национальном центре современных искусств в Минске и Могилевском областном художественном музее имени П. В. Масленикова.