Интересные факты из истории Бобруйского костела, которые вы могли не знать (и 3D-реконструкция внешнего вида)

4160
Ирина ХАМРЕНКО-УШАКОВА.
Рассказываем о том, как жил костел до революции, почему не был закрыт в годы Великой Отечественной и как прихожане спасали здание храма своими силами.
Костел Непорочного Зачатия
Пресвятой Девы Марии
Факты из его истории, которые вы могли не знать
Бобруйский костел Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии был построен
в 1906 году. Это уникальный памятник неоготической архитектуры с интересной
и богатой историей.

• В начале двадцатого века в Бобруйске было не так уж и много христианских церквей. У православных христиан – Свято-Никольский собор в историческом центре города, у католиков и вовсе только деревянный костел на улице Розенмарковской (сейчас – Октябрьская). В 1901 году ксендз Ян Красовский решил построить на этом же месте новый костел. Ему удалось получить разрешение потому, что в начале ХХ века царская власть стала лояльнее относиться к католикам.

• Примечательно, что к тому моменту уже был готов проект будущего костела. Его автор – Станислав Шабуневский, знаковый белорусский архитектор. Станислав Шабуневский родился в 1866 году в Гомеле, вскоре его семья переехала в Бобруйск, поэтому базовое образование он получил в Бобруйске. Архитектор известен тем, что кроме костела спроектировал множество других зданий в Гомеле. Станислав Шабуневский был дважды репрессирован – в 1931 и 1937 гг. Из последнего концлагеря он уже не вернулся.
Про Станислава Шабуневского, его жизнь и творения был снят фильм.
• Исследователь истории костела и прихожанин, автор книги «Да будуць расчынены брамы» Виктор Малиновский приводит сведения: бобруйчане и люди со многих деревень вокруг Бобруйска помогали в строительстве. Кто-то строил своими руками, кто-то – давал коней для перевозки стройматериалов, кто-то помогал деньгами. Деньги на строительство нового костела жертвовали многие известные в то время помещики – Козел-Поклевский из Красного Берега, помещик Мурашко и многие другие.

• Поскольку город в то время был застроен одноэтажными домами, костел, вместе с православным Свято-Никольским собором, был одним из самых высоких зданий в Бобруйске.

• Костелу принадлежала и территория вокруг него – около гектара. Изначально она была огорожена кирпичным забором. Во дворе находилась плебания (дом, в котором жил ксендз), и различные хозяйственные постройки.

• В 1907 году в костеле появилось два органа работы чешской фирмы Ригер-Клосс.
Будущее войско польское у костела в Бобруйске
• Во время Первой мировой в Российской империи на территории Польши и Беларуси были образованы национальные польские войска (впрочем, поляком мог считаться каждый католик). В Беларуси легионы будущего Войска Польского впервые собрались в Бобруйске, у костела. Вот как это описывается в книге Чернышевича:

«Ранкам ен быў у горадзе. (...) ён не зайшоў у дом, а скіраваўся адразу да плябані. Павярнуўшы на вуліцу Пушкіна, хлопец пачуў аднекуль збоку салдацкую песню. Мелодыя была вельмі прыемная, натхняльная, і нібыта... не салдацкая. Праз паўхвіліны з-за рогу пачаў выходзіць атрад пяхоты. (...)Усе з вінтоўкамі. Хлопец стаў лічыць чацвёркі - агулам 35. За апошняй ён, на сваё зьдзіўленне, убачыў натоўп цывільных. Атрад выраўняўся, і грымнула песня: Выйшла пані піва піць, ой-ёй-ёй-ёй-ёй, Ды няма каму наліць, ой-ёй-ёй-ёй-ёй!

Ашаломлены Косцік адступіў назад, ня верачы вачам і вушам. - Па-польску?.. Езусе... Мне сніцца ці сапраўды?! Польскае войска? Боты, форма і вінтоўкі - як у звычайнай расійскай пяхоты, але на галовах канфедэраткі, а на іх - польскія арлы. І словы з вуснаў - польскія. - Раўнуй! Раз, два, тры! - камандуе афіцэр. Сто сорак ботаў чаканяць як адзін, як адзін калышуцца сто сорак штыхоў. Ззаду бег натоўп мясцовых палякаў - душаў сто. Некаторыя, каб засведчыць легіянерам пашану, знялі шапкі, а многія асабліва ўражлівыя плакалі.

• В 1922 году во всех храмах города провели конфискацию предметов культа и других ценных вещей. Но люди продолжали венчаться и крестить детей в костеле и в двадцатые, и в тридцатые годы. Однако так не могло долго продолжаться, и в 1935 году костел закрыли.
• В начале 40-х годов XX века в костеле располагалась выставка достижений сельского хозяйства, а после – зернохранилище.
• В годы войны Бобруйский костел снова был открыт из-за свободы вероисповедания, которую объявили фашисты на захваченных территориях. Служил в нем приехавший из Германии ксендз. В 1944-м костел вновь закрыли.
• В послевоенные годы здание костела планировалось передать историко-краеведческому музею, без права его переоборудования. Однако сведений о том, что музей размещал там какую-то экспозицию, нет. Сотрудники музея подчеркивают – выставки в Бобруйском костеле были только сельскохозяйственные.
• Вместо музея костел использовали под различные нужды: тут был и архив, и зал для кинолекториев и Дом санитарного просвещения.
• В 1963 году костел приобрел тот внешний вид, к которому мы привыкли. К нему пристроили пятиэтажную "коробку", предварительно снеся вершину башни и декоративные элементы фасада. Башня костела оказалась вмурована в кирпичную стену пристройки. Так здание потеряло свой торжественный и величественный вид. Костел превратился в клуб строительного треста № 13.
• В алтарной части была размещена сцена. При этом, в решении исполкома Бобруйского городского совета депутатов от 30.09 1955 года сказано, что Дому санитарного просвещения (и, надо полагать, остальным собственникам здания) запрещено было перепланировать или реконструировать здание, нарушать его архитектуру.
Исследователь истории костела Виктор Малиновский в своей книге «І будуць расчынены брамы» приводит диалог прихожанки Янины Гудковской, которая не раз в своем доме собирала на молитву католиков города, с председателем городского совета депутатов:
«Перад тым як касцёл забудаваць, прыехаў да мяне стар- шыня гарсавета. Зайшоў, паказаў сваё пасведчанне, паглядзеў, як жывём. Папытаў, ці не баюся я, што ў хаце маліцца збіраюцца ды ксяндзы прыязджаюць. Ая кажу: «Чаго ж баяцца? Злога нічога не робім, Богу молімся». Тут ён гавора: «Давайце дом зарэгіструем, аформім як малельны». А я яму сказала, што і так абскублі каталікоў, як гарох пры дарозе, дык яшчэ падаткаў ды пошлінаў вам падавай. Аддайце, гавару, наш касцёл, а тады і рэгіструйце. «Касцёл не можам аддаць, там будзе ўпраўленне трэста», — гаворыць мне гэты старшыня. Я ж яму тут прама ў вочы кажу, што зямлі ў Савецкім Саюзе хапае, дык няўжо няма дзе трэсту пабудаваць? Ён нічога не адказаў. А як адыходзіў, то сказаў: «Бог з вамі, жывеце, Бог усіх рассудзіць...»
• Только в 1989 году католической общине города вернули здание костела. Бесплатно, но в страшно запущенном состоянии. Чтобы сохранить здание, срочно нужно было провести капитальный ремонт. И снова его пришлось делать за счет средств прихода.
• 13 июля 1990 года епископ Тадеуш Кондрусевич
освятил костел и крест, стоящий перед зданием
– в память о тех людях,
которые не дали костелу исчезнуть.
В костеле установлена мемориальная доска
в память об известном прихожанине –
Винценте Дунине-Марцинкевиче.
Доска вмурована в ближайшую от входа правую колонну.
• В 2003 году костел отпраздновал свое 100-летие.
• В 2006 году в Бобруйском костеле прошла встреча с изестным белорусским поэтом и фольклористом Нилом Гилевичем.
• С 2009 года в Бобруйском костеле работают сестры-доминиканки. Доминиканский орден – один из древних католических монашеских орденов, основанный святым Домиником в начале восьмого века. Основные сферы деятельности женской ветви ордена – религиозное образование и воспитание, уход за больными, миссионерская деятельность.
• В 2017 году предприятие «Бобруйскстройкомплекс», которому принадлежала пятиэтажная пристройка, сначала признали банкротом, а потом ликвидировали.

• Здание пристройки было выставлено на торги, но покупателя найти не смогли. 18 октября 2018 года ее передали в собственность города.

• Вопрос с уродливой пристройкой к памятнику неготической архитектуры не решен до сих пор. Ни
в городском бюджете, ни у католической общины нет средств на то, чтобы снести пятиэтажную «коробку»
и восстановить фасад....

В материале использованы фрагменты книг Виктора Малиновского «Да будуць расчынены брамы» и Флориана Чернышевича «Надбярэзінцы» и 3D-модели внешнего вида костела (авторы – Дмитрий и Анна Башмаки). Также «ВБ» благодарит за помощь в подготовке материала сотрудников Бобруйского центра туризма и краеведения.