«Зачем в жару в автобусах включают печки?» Читателям отвечают

15.7k
Ирина РЯБОВА. Фото: Дениc СУДНИК
В редакцию обратилась читательница Татьяна Исакова с вопросом: « Я каждый день езжу на работу с Орджоникидзе в районе 11 часов дня на автобусах № 8 и 40. Есть ощущение, что в салоне постоянно включено отопление, несмотря на такую жару. Неужели это действительно необходимо, когда на улице под 30?»

Мы обратились к директору автопарка № 2 Владимиру Стельмаку, чтобы узнать, действительно ли автобусы обогревают в жару.

Владимир Васильевич сказал, что пассажиры нередко звонят в автопарк с таким вопросом.

– Неужели люди и вправду считают, что зимой мы не включаем батареи, чтобы их, людей, заморозить, а летом специально включаем батареи, чтобы людям было жарко? – с грустью пошутил директор автопарка. – Конечно, никто не будет включать в автобусе отопление летом. На самом деле виной всему являются конструктивные особенности «мазовских» автобусов.

За техническими подробностями директор посоветовал обратиться к главному инженеру автопарка №2 Александру Гацко. Тот объяснил:

– Обычная рабочая температура двигателя – 98 градусов по Цельсию, а система охлаждения двигателя вместе с системой отопления салона составляют единое целое. Зимой радиатор отключается, двигатель отдает тепло в салон и этим охлаждается. Летом подача отопления перекрывается краном, но это значит, что вода не циркулирует между двигателем и салоном – но в системе-то остается. И контактирует с нагретыми стенками, с тем же краном, который, вроде бы, передачу тепла перекрыл. В результате за счет теплопередачи система отопления начинает нагреваться, а из-за большой наружной температуры ничем не охлаждается. Это, как если взять металлический пруток и с одной стороны нагревать – через некоторое время обязательно нагреется и другой кончик прутка, за который ты держишься. То же происходит и с системой отопления салона – никто ее умышленно не подогревает, постепенно нагревается сама.

Если бы температура за бортом была плюс 20, никто бы этого не заметил, подогретая из-за контакта с двигателем вода остывала бы сама. А в условиях аномальной жары, когда на улице за 30, остывать не получается, еще и от асфальта, нагретого до плюс 40, жара добавляется – вот и кажется, что батареи включены.

– В новых моделях автобусов это исправлено?

– Говорят, что там уже другая система, и обратная связь от салона к двигателю перекрывается. Но мы еще новых машин не получали.

12.06.2019. Конечная общественного транспорта на Дзержинского
12.06.2019. Конечная общественного транспорта на Дзержинского