Мы обратились к директору автопарка № 2 Владимиру Стельмаку, чтобы узнать, действительно ли автобусы обогревают в жару.
Владимир Васильевич сказал, что пассажиры нередко звонят в автопарк с таким вопросом.
– Неужели люди и вправду считают, что зимой мы не включаем батареи, чтобы их, людей, заморозить, а летом специально включаем батареи, чтобы людям было жарко? – с грустью пошутил директор автопарка. – Конечно, никто не будет включать в автобусе отопление летом. На самом деле виной всему являются конструктивные особенности «мазовских» автобусов.
За техническими подробностями директор посоветовал обратиться к главному инженеру автопарка №2 Александру Гацко. Тот объяснил:
– Обычная рабочая температура двигателя – 98 градусов по Цельсию, а система охлаждения двигателя вместе с системой отопления салона составляют единое целое. Зимой радиатор отключается, двигатель отдает тепло в салон и этим охлаждается. Летом подача отопления перекрывается краном, но это значит, что вода не циркулирует между двигателем и салоном – но в системе-то остается. И контактирует с нагретыми стенками, с тем же краном, который, вроде бы, передачу тепла перекрыл. В результате за счет теплопередачи система отопления начинает нагреваться, а из-за большой наружной температуры ничем не охлаждается. Это, как если взять металлический пруток и с одной стороны нагревать – через некоторое время обязательно нагреется и другой кончик прутка, за который ты держишься. То же происходит и с системой отопления салона – никто ее умышленно не подогревает, постепенно нагревается сама.
Если бы температура за бортом была плюс 20, никто бы этого не заметил, подогретая из-за контакта с двигателем вода остывала бы сама. А в условиях аномальной жары, когда на улице за 30, остывать не получается, еще и от асфальта, нагретого до плюс 40, жара добавляется – вот и кажется, что батареи включены.
– В новых моделях автобусов это исправлено?
– Говорят, что там уже другая система, и обратная связь от салона к двигателю перекрывается. Но мы еще новых машин не получали.