Дом на Буденного — представитель редкого для Беларуси направления конструктивизма — «streamline modern», для которого характерна динамика объемов. Единичные памятники этого стиля сохранились только в Бресте и Пинске, пишет брестское издание «Бинокль"». По словам брестского архитектора Власюка-старшего, архивного материала было достаточно для полного восстановления здания.
Памятник архитектуры снесли из-за того, что он пошел трещинами во время строительства театра кукол, а самому новому театру нужна была парковка.
Двухэтажный каменный особняк был построен в 1937 году в стиле «стримлайн» по проекту Владислава Каминского. Хозяева – Ян и Барбара Фурса. Особняк насчитывал 12 помещений: 8 жилых комнат, 2 кухни, 2 ванные. В своем доме семья Фурса прожила недолго: уже в 1940 году особняк конфисковала и присвоила советская власть. Последним владельцем здания в постсоветский период был Брестский музыкальный колледж – там размещалось общежитие.
По информации Николая Власюка-старшего, в начале XXI века в доме поменяли крышу. Несмотря на это, здание сохраняло свои аутентичные черты. В первозданном виде можно было увидеть конструктивистский флагшток, световой номерной фонарь, водосточные трубы с квадратным сечением и другие элементы, которых в городе остается все меньше.
Потом в Бресте затеяли строительство нового кукольного театра на Ленина, вплотную к историческому особняку. В доме появились трещины, и он стал не вписываться в театральный комплекс. Поэтому его снесли. Несмотря на то, что особняк долгое время входил в список историко-культурных ценностей.
В одной из статей о Брестском театре кукол написали: «Сейчас городские власти решают, что делать с этим домом, который не вписывается в образовавшийся театральный комплекс».
«Как так вышло, что историческая застройка не вписывается? – недоумевает «Бинокль"». – Обычно новую архитектуру вписывают в уже существующую историческую застройку, но, видимо, в Бресте другой подход».
Снести здание, которое входит в список историко-культурных ценностей, в Беларуси уголовное преступление. Но в августе прошлого года городской архитектор Андрей Долговский отметил, что жить особняку осталось пару месяцев. Тогда здание состояло на балансе ЖРЭУ и продолжало разрушаться. В итоге разрушения привели к тому, что здание исключили из списка историко-культурных ценностей.