«Моя любовь к цветам родилась вместе со мной». Как бобруйчанка вместе с мужем сделали успешный бизнес на цветах

3550
Екатерина НОВИЦКАЯ. Фото: Александр ЧУГУЕВ
Любовь Жуковская, 44 года, около 20 лет назад вместе с мужем Сергеем начала заниматься в Бобруйске цветочным бизнесом. Сейчас у супругов три магазина Falinopsis, несколько десятков постоянных клиентов, в том числе ОАО «Белшина», ЗАО «Легпромразвитие», Бобруйские электрические сети.
13.06.2019, Бобруйск. Любовь Жуковская.
13.06.2019, Бобруйск. Любовь Жуковская.

Любовь родилась Иркутске, а в 1988 году с семьей переехала в Бобруйск. С будущим мужем жили по соседству, познакомили их общие друзья в 1992 году. Сергей занимался спортом, был мастером спорта по гребле на байдарках и каноэ.

Любовь с детства и знакомство с будущим мужем

Еще в детстве, по признанию Любови, помимо гимнастики (кандидат в мастера спорта), она очень любила цветы: «За красоту и неповторимость». Женщина говорит, что ей близко отношение к цветам как к источнику женской энергии, распространенное в восточной философии: «Моя любовь к цветам родилась вместе со мной. Мама окончила биофак, и я уже в детстве знала латинские названия большинства цветов. Когда дети играли в песочнице, я бегала в соседний лес, собирала цветы и составляла икебаны. В Сибири яркая природа: купальница, венерин башмачок, сирень, незабудки, которые я всегда дарила маме на день рождения».

Родители Сергея выращивали в Бобруйске розы и тюльпаны на продажу, и Люба стала время от времени помогать, продавая их на рынке. В 1995-м пара поженились. А спустя полгода с мужем решили продолжить семейное дело и на подаренные на свадьбу деньги, 600 долларов, купили и высадили первые кусты роз. Тогда им было по 25 лет, и молодые еще не предполагали, что цветы станут их делом жизни.

Все началось с рынка, в отпуск не ходили 10 лет

Любовь по образованию акушерка, в то время она работала в роддоме, работу свою любила, а муж трудился на мясокомбинате обвальщиком. Начинали с продажи цветов на рынке, летом – своих, зимой – привозных, голландских. Первый год продавать цветы помогала свекровь. На следующий год муж уволился с работы, Любовь отдала полуторагодовалую дочку в садик, и супруги сосредоточились на цветах. Порой было очень тяжело, вспоминает наша героиня, года три стояли на базаре, даже в морозы, при минус 15, с ящиками, обложенными бутылками с теплой водой. А цветы стояли в ледяной воде, и от нее опухали суставы пальцев. По ночам ездили за цветами в Минск, а в 6.00 уже были на базаре. Нередко приходилось оставлять с кем-нибудь дочь.

Сначала никаких планов не было, стремились обеспечить семью. Любовь вспоминает, что жили скромно, питались без излишеств, лет 10 не были в отпуске. Старались каждую неделю отложить, в зависимости от выручки, хотя бы 5, 10, 20 долларов.Спустя год-полтора удалось купить машину. Находясь во втором декретном отпуске, Любовь решила, что пора двигаться дальше и поднимать бизнес на качественно новый уровень, поскольку на рынке не было развития, а условия были тяжелыми.

13.06.2019, Бобруйск. Любовь Жуковская.
13.06.2019, Бобруйск. Любовь Жуковская.

Свадебный букет принес удачу

И ее идеи с помощью мужа воплотились в реальность: первый павильон открыли в 2003 году на Пролетарской. Стоило это по тем временам несколько тысяч долларов. Разумеется, денег не хватало, и пришлось влезть в долги. Окупился магазин года за 3-4. Поначалу ассортимент был невелик: розы, лилии, хризантемы, всего видов пять. Ставку делали на то, что рынок работал обычно до трех часов, а магазин – до девяти, кроме того, в центре города больше негде было купить цветы. Цены были приемлемые. Любовь вспоминает, что сначала было страшновато: боялась где-то ошибиться. Все обсуждали с супругом и совместно принимали решения.

«Запомнился первый день работы павильона, суббота, – вспоминает Любовь. – Не было ни одного покупателя. Сидела и переживала, как дело пойдет. И тут появился молодой человек с мамой и сестрой. Попросили сделать букет на свадьбу. Спросили: сможете? Да легко! Остались довольны. Подарила им по розочке как первым покупателям. Спросила, как узнали про павильон, а они сказали, что случайно увидели. Оказалось, не местные. Пожелали дальнейшего развития. А я подумала, что это хороший знак – начать такое дело со свадебного букета».

Первые два месяца, по признанию героини, работала одна, с 8 утра до 9 вечера, но с огромным удовольствием: было комфортно, а еще приятно, когда люди уходили довольные и хвалили магазин. Иногда помогал супруг, и у него получалось неплохо. Потом в помощники наняли продавца, работали посменно.

Цветочный бизнес расцвел

Теперь в сети три магазина – на улицах Октябрьской, Пролетарской и Советской – и десятки постоянных клиентов, некоторые еще со времен торговли на рынке. С магазином работают по безналичному расчету предприятия, по 5-10 лет перезаключающие договора. «Считаю, что это наша заслуга: результат хорошего отношения к людям и любви к своему делу», – говорит Любовь.

13.06.2019, Бобруйск. Любовь Жуковская (слева).
13.06.2019, Бобруйск. Любовь Жуковская (слева).

В магазинах сети работает 7 продавцов. Обязанности все выполняют одинаковые. По мнению хозяйки, каждый из них должен уметь сделать любую композицию или букет. Правая рука хозяйки – старший продавец, Анна, в команде уже 15 лет. Она помогает обучать новичков, решать вопросы с персоналом, следит за новинками в мире флористики.

Людей здесь, по словам хозяйки, стараются подбирать по себе: тех, кому нравится и у кого получается. Не каждому дано, по мнению героини, стать флористом. Новичку обычно стоит один-два раза сделать букет, и уже понятно, есть ли у него перспективы во флористике. Настоящий флорист должен уметь легко и органично создать заказанный букет, быть творческой личностью. Кроме того, в этом деле обязательно умение себя подать, способность общаться с разными людьми, культура и уравновешенный характер.

Самой Любови больше импонирует именно работа с цветами, хотя сейчас она больше администратор, чем флорист. Обучать новичков предпочитают сами, а успех приходит с опытом. Следят здесь и за модой, стараются быть в тренде, девочки-продавцы в интернете следят за новинками в сфере составления композиций и упаковки. Текучки кадров здесь нет: уходят либо в декрет, либо в связи с переездом или открытием своего дела. Лишь пару раз бывало, что человек не вписался. Увольнять приходилось дважды: одна продавец в дорогие букеты вставляла уцененные цветы, а вторая была высокомерна с покупателями.

Работает сеть и в интернете – есть страничка в Инстаграме, у которой 7 000 подписчиков, это дополнительная возможность дистанционного выбора, организации доставки. Сама хозяйка консультирует клиентов, дает рекомендации. Но это скорее сопутствующая услуга, большинство бобруйчан предпочитают лично выбирать цветы.

Семейный бизнес

Сергей отвечает за переговоры с поставщиками, закупку и транспортировку цветов. Любовь следит, чтобы цветы всегда были свежими и любой букет можно было предложить покупателям. Бывает, что утилизировать приходится до 30 процентов цветов.

13.06.2019, Бобруйск. Любовь Жуковская с дочерью Александрой
13.06.2019, Бобруйск. Любовь Жуковская с дочерью Александрой

В этом бизнесе хорошо работать вдвоем, если у вас больше одного магазина, считает Любовь. Есть даже чисто физическая составляющая – поездки за цветами, например. Требуется умение работать с поставщиками, ночные выезды. Привоз 1-2 раза в неделю, это сложно. А вот в самих магазинах уже без женщины никак: непосредственно сами цветы, контроль качества, работа с персоналом. Так что, вдвоем получится эффективнее.

Люба с супругом работают единой командой, все решения принимают сообща. Вообще, свою роль Любовь (хоть и имеет еще и высшее экономическое образование) обозначает так: правая рука мужа, вдохновитель, не более, и афишировать свое участие не любит, в курсе в основном только близкие люди. «Даже если женщина самостоятельная, ей не помешает мужское плечо», – считает она.

Старшие дочери – а всего у Любови четверо детей: три дочки и сын – с детства были вовлечены в семейный бизнес, помогали составлять композиции, ухаживали за розами.

О вкусах и недовольных клиентах

За последние 5 лет бобруйчане меньше стали брать горшечные цветы. Покупают и отдельные розочки, и букеты, и композиции. Школы часто заказывают розы, альстромерии. Предприятия в основном берут букеты. У горожан большим спросом пользуются уцененные цветы.

Бывают и недовольные клиенты. Любовь вспоминает: «Например, приходит женщина, мол завял горшечный цветок, а делала все, как надо – значит, продали больной. А оказывается или на солнце поставили, или не так поливали. Или купили розу, три часа с ней походили – завяла! Почему?! Некоторые специально приходят выместить негатив. В таких случаях обычно приходится молчать и улыбаться. Бывает сложно. Иногда меняем цветок, несмотря на закон: цветы обмену и возврату не подлежат. Но, разумеется, пойти навстречу каждому не можем».

13.06.2019, Бобруйск. Любовь Жуковская с дочерью Александрой
13.06.2019, Бобруйск. Любовь Жуковская с дочерью Александрой

Советы тем, кто хочет начать цветочный бизнес

  • Ассортимент цветов должен быть на любой вкус. Сейчас в магазинах Любови и Сергея примерно два десятка наименований цветов: розы, лилии, герберы, фрезии, хризантемы, гелиантусы, цимбидиум, эустомы, статица и другие. Их сюда привозят из Голландии, Эквадора, Кении, есть белорусские. Отечественные розы, по словам предпринимательницы, стоят на порядок ниже привозных, а их свежесть и, соответственно, качество – выше.
  • День на день в этом бизнесе не приходится: то 10 букетов продадут, то 50. Есть и «мертвые» сезоны: преимущественно зима, периоды религиозных постов, иногда жаркие летние месяцы. Бывало и такое, что работали «в минус» или только на зарплату сотрудникам. Самые активные продажи традиционно на 8 марта и 14 февраля, уже лет пять этой традиционной репетиции перед женским днем. На 8 марта даже бывают очереди, потому что многие хотят приобрести композиции, а рук не хватает. Много заказов в День матери, заказывают в основном оригинальные композиции: корзинки, коробочки.
  • Те, кто решит заняться цветочным бизнесом, должны понимать, что первое время, пока нарабатывается клиентура, придется выбрасывать сотни цветов, бывает, что и на 1 000 долларов в месяц. Помимо самих цветов, существенная статья расходов – это упаковка, стоимость которой составляет 15-20 процентов от стоимости букета. Ее нужно покупать в Минске, в специализированных фирмах. На этом не экономят.

О женщинах в бизнесе

Любовь считает, что в бизнесе все еще есть стереотип, что женщина в первую очередь должна заниматься домом и детьми, к мужчинам относятся серьезнее. Объективно, с детьми сложно держать под контролем большие объемы работы, говорит Любовь. Каждый день нужно быть на месте, переоценивать, утилизировать цветы. Но, по ее мнению, женщина и бизнес – прекрасное сочетание. Многие женщины ведут дела не хуже, а порой и лучше мужчин.

Женщина признается, что бросить дело никогда не хотелось – так далеко зашли, что назад было уже никак. Было лишь желание развиваться дальше. Все заработанное сразу вкладывалось в дело, поэтому и двигались вперед. Муж и сейчас весь день, а иногда и ночь, на работе, сам выполняет функции и директора, и грузчика, и водителя. В ближайших планах – ремонт и реконструкция первого павильона, поскольку его состояние оставляет желать лучшего.