Работали-работали, а потом закрылись... Почему когда-то успешные предприятия становятся банкротами?

11.0k
Елена САДОВСКАЯ. Фото: Александр ЧУГУЕВ, Денис Судник.
С 2014 года в Бобруйске признаны банкротами и сегодня постепенно исчезают с карты города семь крупных предприятий, каждое из которых когда-то обеспечивало рабочими местами не одну сотню бобруйчан. Если ситуация не начнет меняться в лучшую сторону, город утратит былой статус крупного промышленного центра.
21,4% убыточных организаций в Бобруйске по итогам 1-го квартала 2019 года –Белстат.

Бобруйский завод напитков

Образован: в 1953 году. Тогда на базе тарного цеха Бобруйского ликероводочного завода организовали Бобруйский сокоморсовый завод. В 1975 году его объединили с Бобруйским консервно-пищевым комбинатом. А 1987 году он был реорганизован в Бобруйский завод напитков.

Специализировался: на плодово-ягодных винах. В последнее время на предприятии в основном выпускалось фруктовое вино крепостью 15 градусов, без этилового спирта.

Штат: в лучшие годы на предприятии трудилось около 250 человек, на момент закрытия – 110.

Объявлен банкротом: производство по делу об экономической несостоятельности начато в июне 2014 года. В сентябре 2017 года суд принял решение о банкротстве предприятия.

28.08.2014, Бобруйский завод напитков. Начальник производственной лаборатории Татьяна Пехота и ведущий технолог Марина Сныткова.
28.08.2014, Бобруйский завод напитков. Начальник производственной лаборатории Татьяна Пехота и ведущий технолог Марина Сныткова.

Алина Соловьева пришла на завод напитков в 1996 году. И до момента ликвидации предприятия работала в цеху оператором линии розлива, а летом – на заготовках продукции. За годы ее работы сменилось несколько руководителей, были тяжелые периоды, когда задерживали зарплату, но надежда была всегда, вспоминает женщина.

– Работали два участка, оба разливали по 35-45 тысяч декалитров в месяц. Все успешно продавалось, – рассказывает бывшая работница. – Летом дополнительно продавали квас. От его продажи всегда в запасе были деньги для выплаты зарплаты. Потом почему-то появились проблемы с продажей готовой продукции, и не потому, что стало меньше любителей выпить...

Начали сокращать штат – закрыли один участок, а затем назначили антикризисного управляющего (с 2014 года им был Сергей Хомутов – прим. авт.).

– С его приходом мы поверили, что снова будем жить, – вспоминает Алина. – Управляющий старался изо всех сил исправить ситуацию. Нам с ним было хорошо. И всем работникам было жаль, что ничего не получилось. Хотя, кто его знает, какие проблемы были в «верхах». Единственное, что мы видели: продукция реализовывалась все хуже и хуже, росли убытки.

После ликвидации предприятия Алина Соловьева работу не искала, т. к. на тот момент уже была на пенсии.

28.08.2014, Бобруйский завод напитков. Инженер-химик Виктория Маковская производит отбор проб свежевыжатого сока. На вкус он немного кисловат. Но именно кислые сочные
28.08.2014, Бобруйский завод напитков. Инженер-химик Виктория Маковская производит отбор проб свежевыжатого сока. На вкус он немного кисловат. Но именно кислые сочные яблоки лучше всего подходят для изготовления купажных вин. На заднем плане старые емкости, которые не используются и ждут реставрации.

«Рыбный ряд»

Образовано: поначалу в виде рыбоперерабатывающего цеха входил в состав «Белмясорыбторга» Министерства торговли БССР. С июля 1977 года цех стал самостоятельной организацией – Бобруйской оптовой хозрасчетной базой. В конце декабря 2000 года база была преобразована в ОАО «Рыбный ряд».

Специализировалось: на оптовой и розничной торговле, консервировании, переработке рыбной продукции.

Штат: в 2012 году на предприятии работало 103 человека, в 2018 году, после объявления о банкротстве – девять.

Объявлен банкротом: в мае 2014 года начато производство по делу об экономической несостоятельности. В мае 2017 года суд принял решение о банкротстве предприятия.

Комбинат железобетонных изделий

Образован: на ул. Орджоникидзе КЖИ начал функционировать в начале 1980-х.

Специализировался: на производстве железобетонных изделий и конструкций, вел строительство жилых зданий и домов.

Штат: когда предприятие работало на полную мощность, на нем трудилось более 1 000 человек.

Объявлен банкротом: в декабре 2014 года начато производству по делу об экономической несостоятельности предприятия. В июне 2015 года суд принял решение об открытии ликвидационного производства.

17.08.2016, Бобруйск. Бобруйская промзона. Бобруйский комбинат железобетонных изделий.
17.08.2016, Бобруйск. Бобруйская промзона. Бобруйский комбинат железобетонных изделий.

Алла Кириченко пришла на КЖИ в 1980 году по распределению после ВУЗа. Работала мастером бетоносмесительного цеха. Вскоре перешла в ПТО на должность инженера, затем – в технологический отдел инженером-технологом. Последние 22 года работала начальником лаборатории. Уволена в связи с ликвидацией предприятия в марте 2015 года.

– Ликвидация предприятия была очень странной, – вспоминает бывшая работница. – На тот момент на предприятии было все сырье, заказы, было начато строительство объекта, но был долг за электроэнергию. И вот среди рабочего дня отключили электричество. Даже не дали закончить технологический процесс, то есть, в формах, кассетах находилась арматура, частично была загружена бетонная смесь. Я запомнила дату, когда это случилось – 22 декабря 2014 года. После этого предприятие уже не работало, и начался процесс подготовки к его ликвидации. Считаю, что в этом был кто-то заинтересован, потому что веских причин для ликвидации КЖИ не было. Назначенный антикризисный директор (Сергей Боблевский – прим. авт.) сразу же сказал, что предприятие будет закрыто. Кстати, со мной до сих пор не рассчитались. Хотя должны были мне деньги по решению суда.

17.08.2016, Бобруйск. Бобруйская промзона. Заводские корпуса на улице Западной.
17.08.2016, Бобруйск. Бобруйская промзона. Заводские корпуса на улице Западной.

На тот момент Алла Кириченко уже два года, как была на пенсии, и вопрос с новым рабочим местом остро не стоял, но, по ее словам, было очень жалко, что все так произошло:

– На моих глазах предприятие расстраивалось, реконструировалось… Знаю, что после его ликвидации очень трудно было людям, которым на тот момент было около 50 лет. С работой в Бобруйске и так не легко, а тут еще возраст. Не понимаю, как власти допустили такое. Большая территория, подъездные пути, трехэтажное отремонтированное заводоуправление, хорошие цеха, один столярный чего стоит – почти завод, – и все это уничтожить?..       

Силикатный завод

Образован: В начале 70-х годов.

Специализировался: на выпуске силикатного кирпича, плитке тротуарной, песочно-цементной смеси.

Штат: в 1980-е годы – около 800 человек.

Объявлен банкротом: в августе 2016 года начато производство по делу об экономической несостоятельности. В июне 2018 года завершена ликвидация предприятия.

«БобруйскСтройКомплекс»

Образован: в 1972 году на базе строительно-монтажного треста №22. В 1985 году преобразован в Бобруйский домостроительный комбинат. В декабре 2012-го создано ОАО «БобруйскСтройКомплекс».

Специализировался: на всех видах строительных работ. Многие знаковые сооружения построены «БобруйскСтройКомплексом» – резиденция «Дрозды» и денежное хранилище Нацбанка в Минске, спортивно-оздоровительный комплекс «Шинник», «Бобруйск-арена», торговый центр «Корона» и многое другое.

Штат: в момент загрузки на предприятии работало более 800 человек. В конце мая 2017 года – 209 человек.

Объявлен банкротом: в январе 2017 года начато производство по делу об экономической несостоятельности. В сентябре того же года суд принял решение об открытии ликвидационного производства.

23.05.2017, Бобруйск. "Бобруйскстройкомплекс" и костел
23.05.2017, Бобруйск. "Бобруйскстройкомплекс" и костел

Андрей Белый пришел на ДСК в 2006 году. Работал плиточником – вплоть до ликвидации ОАО. Мужчина получил уведомление о том, что с ним не будет продлен контракт в связи с ликвидацией организации, 20 сентября 2017 года. Бывший работник признается, что тогда еще была небольшая надежда на антикризисного управляющего (Артема Жуковского – прим. авт.), но, увы…

После увольнения Андрей около трех месяцев искал работу и устроился в другую строительную организацию.

Бобруйский ремонтно-механический завод

Образован: 7 января 1965 года.

Специализировался: первоначально – на капитальном ремонте лесовозных автомобилей «МАЗ» и их агрегатов. Позже производил опалубочные системы для строительной отрасли, пружинную продукцию, прицепы-роспуски лесовозные, оказывал услуги по металлообработке.

Штат: в начале 2010-х здесь работало более 80 человек. Во втором квартале 2016 года среднесписочная численность работающих – шесть человек, количество акционеров – 196 человек.

Объявлен банкротом: производство по делу об экономической несостоятельности начато в марте 2018 года. В августе того же года суд принял решение о банкротстве.

13.06.2019, Бобруйск. Помещения бывшего ремонтно-механического завода.
13.06.2019, Бобруйск. Помещения бывшего ремонтно-механического завода.

«Бобруйскжелезобетон»

Образован: в 1945 году как стройдвор лесозавода Бобруйского облстройтреста. Позже переименован в Завод сборного железобетона №2, в 2013 году – в «Бобруйскжелезобетон».

Специализировался: на производстве железобетона и конструкций из него, плит перекрытия, прогонов и бетонных блоков для фундамента.

Штат: в советский период работало около 300 человек, в 2015 году – 135.

Объявлен банкротом: производство по дело об экономической несостоятельности начато в мае 2018 года. В сентябре того же года суд принял решение о банкротстве.

К чему приведет банкротство городских предприятий – мнение экономиста

Игорь Банщиков, экономист, директор ОДО «Яробел»:

– До начала 1970-х Бобруйск можно было назвать районным городом. Потом, благодаря руководству республики и города, которое старалось привлечь сюда большие промышленные предприятия, появились «Белшина», «Агромаш» и другие. Вместе с ростом промышленности стала расти и численность населения, а, следовательно, город начал расширяться за счет новых микрорайонов. В то время в Бобруйск приезжали жить и работать специалисты из других регионов СССР, что повышало не только его экономический потенциал, но и культурный.

Распад Союза привел к тому, что возникла проблема взаимоотношений между государствами, и не только в политическом, но и экономическом плане. Предприятия начали терять рынки сбыта, связи. И неудивительно, что некоторые из них стали банкротами или сегодня близки к этому.

13.06.2019, Бобруйск. Помещения бывшего ремонтно-механического завода.
13.06.2019, Бобруйск. Помещения бывшего ремонтно-механического завода.

Любое крупное промышленное предприятие – это, в первую очередь, люди. А что их ждет? Сокращение. Хорошо, если человек выйдет на пенсию. А куда идти молодым и людям среднего возраста? Город теряет трудовой потенциал, потому что многие из тех, кто остался без работы, уезжают из Бобруйска.

Эти люди могли бы пойти работать к предпринимателям или сами стали бы ими. Но политика, которая с 1990-х годов ведется по отношению к предпринимательству, привела к тому, что деньги, которые были заработаны этой активной частью населения, не пришли в Бобруйск, а осели в России, Минске и других городах. Но это проблема не наших предпринимателей, а результат придерживающих действий со стороны власти. Предприниматели были ошибочно недооценены, а из-за этого во время кризиса они не смогли принять «лишних» людей с предприятий, что, в свою очередь, не позволило самим предприятиям сокращать штат и проводить модернизацию производств, а в современных условиях – не позволяет повышать зарплату работникам.

К сожалению, теперь мы пожинаем плоды.

Кроме этого, сегодняшняя система разделения по принадлежности к министерствам, концернам, городу очень громоздкая и приводит к тому, что нет согласованности: кто должен спасать проблемные предприятия, кто несет за них ответственность – власти города, концерн?

Проблема больших промышленных предприятий – это проблема номер один. Возможно, она могла бы решатся в рамках Союзного государства. Лично меня огорчает, что так и не произошло объединения «МАЗа» с «КАМАЗом». Да, возможно, мы перестали бы выпускать тягачи, но стали бы производить троллейбусы и малолитражные автобусы, что позволило бы сохранить персонал и доходы. На «МАЗ» работает несколько бобруйских предприятий, и если бы интеграция случилась, то и у них выросли бы объемы производства, возможно, и численность.

К тому же, структура наших предприятий сегодня такова, что их продукцией можно заинтересовать только страны ЕврАзЭС.

Нам надо развивать государственно-частное партнерство.

Я считаю, если бы государство заинтересовывало менеджеров предприятий или привлекало заинтересованных предпринимателей, передавая им часть акций, а в случае успешной работы – и контроль, то многие сегодняшние банкроты до сих пор бы работали.

Подвижки в этом направлении сделаны городом в отношении предприятий «Барро», «Легпромразвитие», «ЭнергоРемонтСервис», и нужно двигаться в этом направлении.

13.06.2019, Бобруйск. Помещения бывшего ремонтно-механического завода.
13.06.2019, Бобруйск. Помещения бывшего ремонтно-механического завода.