Глас народа: готовы ли вы отказаться от пластика?
Евгения Белобровик, историк:
– Я сочувственно отношусь к проблеме обилия пластика в нашей жизни. Стараюсь минимизировать использование всевозможных пакетов. Но не готова отказаться от всего пластика. Я считаю, что надо научиться его грамотно перерабатывать. Готова пользоваться системой вторичного использования PET-бутылок.
Юрий Мацук, программист:
– Я не готов. Но согласен сдавать бутылки в тароматы, чтобы их могли использовать повторно.
Пластик – дешевый и удобный материал, поэтому он и получил широкое распространение. Считаю, что его утилизация и ликвидация последствий от его использования должны быть включены в налог для производителей и таким образом включены в цену товара. А дальше уже пусть потребитель решает, какую продукцию покупать.
Ирина Карпович, секретарь:
– Я понимаю, какой вред окружающей среде и нашему здоровью наносит пластик. Но сегодня я не готова от него отказаться. Как большинство женщин, иду после работы по магазинах, чтобы закупить продукты на семью. За раз покупаю, к примеру, килограмм окорочков или свинины, картошку, морковь, лук, бананы, крупу, молоко. Разумеется, кладу все это раздельно в полиэтиленовые пакеты, которые во многих магазинах предлагают бесплатно. Конечно, можно все это упаковать в отдельные хлопчатобумажные мешочки, а затем положить в большую хлопчатобумажную сумку. Но тут возникают неудобства: мясо в таком мешочке потечет, оставляя следы на полу, асфальте или еще хуже – в салоне общественного транспорта...
Надежда Филипчик, рекламный агент:
– Я готова отказаться от пластика, если появится недорогая альтернатива. Считаю, что сегодня ни производителю, ни потребителю экономически не выгодно использовать другие виды тары, потому что пластик – это дешево, а повышение расходов на тару, естественно, приведет к повышению цены товара.
Производители: разумно, только если это будет экономически целесообразно
Сегодня в Бобруйске два предприятия пищевой промышленности, которые активно используют пластик в своем производстве: ЗАО «Бобруйский бровар» и ПУП «Бобруйскмолоко».
Последнее в месяц перерабатывает около 4 500 тонн молока и выпускает молоко, сливки, коктейли, сметану и творог. Первые три позиции фасуются в упаковку Tetra Pak, сметана – в коробки из полистирола, творог – в многослойную полимерную пленку, рассказал директор предприятия Олег Котов.
– Последняя линия по розливу молока в стеклянную бутылку была демонтирована в 2003-м году в связи с большим физическим и моральным износом, а также по причине очень большого расхода электроэнергии, теплоэнергии, воды, моющих и дезинфицирующих средств, – поясняет Олег Анатольевич. – В 2015-м на предприятии произошла модернизация, и возвращаться к стеклянной таре мы пока не планируем.
Разумно внедрять линии по розливу молока в стеклянную бутылку только на тех предприятиях, которые будут проходить модернизацию или реконструкцию, и только если это будет экономически целесообразно, считает директор «Бобруйскмолока».
В молочной промышленности Беларуси используются четыре вида упаковки: полиэтиленовые пакеты, квадратные коробки Tetra Pak, ПЭТ- и стеклянные бутылки.
– На рынке наиболее востребованы полиэтиленовые пакеты и ПЭТ-бутылки, так как это наиболее дешевый вид потребительской упаковки, – поясняет Олег Котов. – Продукция в стеклянной таре – самая дорогая. Я считаю, что потребителю лучше давать выбор, по какой цене и в какой таре покупать продукт.
В 2018 году «Бобруйский бровар» выпустил 616 тысяч гектолитров пива и 124 тысячи гектолитров кваса. Около 80 процентов всей продукции предприятие выпускает в пластиковой таре, 11 процентов – в стеклянной, остальное (9 процентов) – в кегах и жестяных банках, доля последних ежегодно увеличивается на 1-2 процента, рассказал директор предприятия Павел Жегульский на брифинге для журналистов в январе этого года.
– К сожалению, много выпускать в банках мы пока не можем, так как линией розлива в жестяную банку в Беларуси владеет только одно предприятие («Крыніца» – ред.), и мы, как и другие производители, разливаем свои напитки по банкам там, – объяснил он.
По мнению Павла Жегульского, специфика белорусского рынка пива и кваса сегодня такова, что в пластике продукция дешевле, и спрос на нее выше.
Свою позицию на этот счет высказала и «Гильдия пивоваров», в которую входят пять крупнейших пивоваренных заводов Беларуси. По данным этого бизнес-союза, 76 процентов белорусского пива сегодня разливается в ПЭТ-тару, в стекло – около 15 процентов, в металлические банки – около 9 процентов.
При переходе только на стеклянную тару образуется дефицит мощностей в 20 миллионов декалитров, тогда как общая емкость внутреннего рынка – 40 миллионов декалитров, считают в «Гильдии пивоваров». Кроме того, убеждены в организации, белорусские стеклозаводы сегодня не готовы производить стеклянную тару в нужных количествах для пивоварен.
Коммунальники: ПЭТ-бутылка – не основная проблема
Сегодня в Беларуси перерабатывается не весь пластик, а только некоторые его виды. Например, еще можно переработать ПЭТ-тару, маркированную обозначениями «PET», «PETE» (в такую фасуются напитки, питьевая и минеральная воды, молочные продукты, масло растительное, бытовая химия), полиэтилен, обозначенный «НDPE», «LDPE» (все баночки-тюбики для бытовой химии), и все виды пленок, кроме хрустящего целлофана.
В меньшем объеме перерабатывается продукция из полипропилена – пробки, плотные лотки из-под яиц, бутылочки из-под кетчупа, баулы типа биг-бэги.
Не перерабатываются строительные ПВХ-панели, одноразовая посуда из полистирола.
На бобруйское ОАО «Спецавтопредриятие» пластик попадает тремя способами: из контейнеров для раздельного сбора мусора, приемных пунктов, а также из общего объема мусора после сортировочной линии.
В 2018 году было собрано 602,4 тонны полимеров, с начала 2019 года – 176,5 тонн, рассказал директор «Спецавтопредприятия» Александр Шостак. Но, по его словам, нельзя сказать, что бытовая сфера «прирастает» пластиком. Объемы заготовки полимеров растут либо падают за счет многих факторов. Растут – потому что улучшаются способы сортировки, падают – потому что не сезон (зимой меньше пьют напитков и пива), или люди экономят, покупают меньше.
– Если в Беларуси вопрос отказа от пластика еще только обсуждают, то, например, в Германии пластиковых бутылок и полиэтиленовых пакетов уже практически нет, – говорит Александр Шостак. – Все фасуется в стекло или алюминий, бумажные пакеты, которые можно перерабатывать практически бесконечно, в отличие от пластика.
– Но для нас и переработчиков пластиковая бутылка – не основная проблема, – добавляет директор «Спецавтопредприятия». – А проблема в том, что часть бутылок упакована в термопленку (некоторые виды молока и йогуртов), такая пленка не перерабатывается, снять механическим способом ее нельзя, поэтому снимаем вручную, а это процесс трудоемкий.
Моментально осуществить переход от пластика к стеклу невозможно, уверен Александр Шостак. Ведь это потребует модернизации оборудования не только на предприятиях, производящих напитки, но и на стекольных заводах.
Возможно, такому переходу будет способствовать «объединение» производств.
– Так, например, можно было бы «завязать» производство напитков со стекольным заводом, чтоб он выпускал тару для конкретного предприятия, – поясняет Александр Николаевич. – В пределах нашего города такой вариант мог бы подойти «Бобруйскому бровару» и стеклозаводу «Елизово».
Эколог: одноразовое нужно менять на многоразовое, иначе какой смысл
Загрязнение пластиком – одна из наиболее актуальных экологических проблем в мире, говорит директор минского Центра экологических решений Евгений Лобанов:
– В других странах процесс перехода от пластика к стеклу и бумаге уже запущен. В Европейском союзе сейчас разрабатывается законодательство по запрету или ограничению наиболее распространенных одноразовых пластиковых товаров и упаковки: посуды, трубочек для напитков, палочек для помешивания и ватных, пластико-бумажных стаканчиков для напитков и другого. Ряд стран, например, Грузия и Литва, вводят запреты на тонкие полиэтиленовые пакеты.
У нас в Беларуси мы могли бы в первую очередь уходить от одноразового использования упаковки. Если заменить одноразовую пластиковую бутылку на одноразовую стеклянную, то при сохранении объемов производства мы, скорее, получим увеличение веса бытовых отходов, усложнение логистических процессов и возможный рост выбросов парниковых газов. Нужно переходить от принципа «одноразовости» к принципу «многоразовости» – двигаться в направлении замены одноразовой пластиковой тары на многоразовую стеклянную. В этом случае будет серьезный положительный экономический и экологический эффект.