Возраст, в котором, у ребенка могут проявляться психологические проблемы связан с этапами его развития. Чаще всего проблемы возникают:
- В три года, когда ребенок идет в садик и отделяется от мамы.
- В 6-7 лет, когда он идет в школу, и ему предъявляют социальное требование учиться. В это время может возникать дополнительная психологическая нагрузка из-за повышенных ожиданий родителей.
- В подростковый период, когда под влиянием гормонов меняется тело подростка и он старается ответить себе на вопрос «Кто я?»,
- При семейных конфликтах и кризисах, потере близких – в любом возрасте.
– Психологические проблемы возникают тогда, когда у ребенка появляется чувство неопределенности и тревоги в каких то ситуациях и родители не помогают ему успокоиться, справиться со своими чувствами, – говорит психотерапевт.
«Дети часто уходят в фантазию, когда их не понимают дома»
Основные причины, по которым родители обращаются к детскому психотерапевту – агрессивное поведение ребенка, гиперактивность и тревожность детей.
Агрессия может проявиться у любого человека, если его потребности не удовлетворяются, то же самое происходит и у ребенка. Если никто не пытается понять , чего ребенок хочет, а сам он не может сказать, потому что его не слушают или навязывают что-то свое без объяснений причины, или просто не научили его говорить о своих желаниях.
Часто агрессия ребенка связана с неблагоприятной обстановкой в семье.
По словам специалиста, некоторые родители очень скептически относятся к тому, что сами спровоцировали проблемное поведение у ребенка.
Дети могут начать фантазировать, если не говорят открыто о своих потребностях, постоянно сталкиваются с критикой, недопониманием или безразличием родителей.
– К примеру, наиболее часто ребенок фантазирует о том, какой он хороший, как его хвалят, как много у него друзей. Это компенсаторное, защитное фантазирование, – говорит психотерапевт.
Зная, о чем фантазирует ребенок, можно легко понять, чего ему не хватает и что он не может реализовать.
Кстати о том, что ребенок живет фантазиями, могут сказать его рисунки. Например, об этом говорит изображение персонажа с крылья, расположенного в верхней части листа.
– Но конечно, такой анализ надо проводить комплексно, оценивая весь рисунок ребенка и его поведение в целом, говорит психотерапевт.
На втором месте по поведенческим расстройствам у детей стоит гиперактивность. Она связана с нарушением в развитии нервной системы и выражается в том, ребенок быстро возбуждается и очень медленно успокаивается. Причинами этого расстройства могут быть интоксикация во время беременности, гипоксия при родах, а также проблемы в семье, которые вызывают у ребенка тревогу. Анна Ольшевская отметила, что количество детей с нарушениями в поведении растет.
До 14 лет психотерапевт принимает детей вместе с родителями, дети старшего возраста могут приходить самостоятельно.
Детские страхи
Дети в возрасте от 6 до 10 лет чаще боятся оставаться одни дома в течение дня – это основной симптом тревожности. А среди детей старше 10 лет распространены социальные страхи. Такие дети боятся отвечать в школе, боятся общаться со сверстниками, очень зажаты и излишне самокритичны.
– Очень часто причина такого поведения – это необоснованная, излишняя и постоянная критика со стороны родителей, которая может проявляться в форме подшучивания, сравнивания с другими, – объясняет врач-психотерапевт.
В возрасте 14+ подростки часто сами уже хорошо осознают, что у них есть проблемы, и обращаются к психотерапевту самостоятельно, некоторые даже не говорят о таких встречах родителям. По словам специалиста, бывает, что родители осуждают ребенка за то, что он обратился к психотерапевту. Но есть и положительная тенденция: часто родители, которые не боятся приставки «психо» и хотят наладить взаимоотношения со своим взрослеющим ребенком, приходят на консультации вместе.
Врачу-психотерапевту приходится сталкиваться и с депрессией у детей старше 12 лет. Основная причина этого также проблемы в семье.
– Дети очень чувствительны, прекрасно улавливают эмоции (эмоциональное состояние) родителей, сильно переживают за них и даже неосознанно предпринимают какие то меры по улучшению обстановки, – говорит специалист.
Например, в случае каких-либо разногласий между родителями, развода, ребенок беспокоится и за маму, и за папу, и как бы встает между ними. Ребенок заболевает, чтобы отвлечь внимание родителей на себя и снизить накал страстей.
«Критиковать детей нужно правильно»
Врач-психотерапевт рассказала, что основными ошибками родителей в воспитании детей становятся гиперопека, излишняя критичность и строгость.
– Оба этих перегиба в воспитании приводят к тому, что у ребенка не развивается ощущение собственного Я, собственной идентичности. Например, при гиперопеке у ребенка не формируется внутренний стержень, а его отсутствие приводит к неуверенности в себе.
Анна Анатольевна отметила: очень важно, чтобы родители поддерживали своего ребенка, обращали внимание на его эмоциональное состояние и не критиковали его поведение. Критиковать нужно не личность ребенка, а его конкретное действие. Потому что в противном случае ему будет казаться, что он все делает плохо. А за достижения ребенка обязательно нужно хвалить.
– Правильно построить критику можно следующим образом: «Мне не нравится, как ты сделал вот это. «Как ты думаешь, как это можно сделать по-другому?» или «Давай теперь это сделаем так», –советует Анна.
С 12 лет детям становится важно мнение сверстников, и они начинают противоречить родителям. И здесь последним нужно понять, что их ребенок входит в сложный подростковый период. Сейчас его важно поддержать, не лишним будет также вспомнить и рассказать ему о тех проблемах и трудностях, с которыми сами родители сталкивались, будучи подростками.
Чтобы немного подготовиться к подростковому периоду своего взрослеющего ребенка, детский психотерапевт рекомендует родителям вспомнить о своем поведении в том возрасте. Вероятно, что ребенок будет вести себя также.
«Агрессивным нужен пластилин, гиперактивным – пазлы»
По словам детского психотерапевта, если родители хотят лучше понимать своего ребенка, им стоит обращать внимание на то, как он играет, и что рисует. К примеру, если ребенок изображаети слишком мрачные картины, стоит поговорить с ним о его переживаниях.
– Дети во время игры с игрушками, очень много рассказывают о своем эмоциональном состоянии. Например, если ребенок начинает бить куклу, он вымещает свою агрессию, – говорит врач.
Правильно подобранные игры помогут справиться с поведенческими нарушениями у детей. Например, агрессивному ребенку выплеснуть своим эмоции поможет лепка из пластилина. Таких детей также хорошо записывать в спортивные секции.
– Гиперактивным детям подойдут пазлы, конструкторы. Эти игры помогут ему не только сосредоточиться, но и развить моторику, потому что у таких детей, она часто не развита, – рассказывает Анна Ольшевская. Им, также как и тревожным детям, помогут раскраски.
Для гиперактивных детей важны режим, спокойная обстановка, комфорт, тепло, понимание.
Терапевтическим эффектом для всех детей обладают мультфильмы, сказки, фильмы. Психотерапевт рекомендует смотреть все сказки советского времени, потому что сказки носят воспитательный характер, идеально подходят для передачи информации детям, отражают шаблоны поведения героев в различных жизненных ситуациях.
Лучше понять роль эмоций подростку поможет мультфильм «Головоломка».
А вот жестокие фильмы и мультфильмы ребенку показывать не стоит. Маленьким детям не подойдет современный мультфильм «Маша и медведи», так как девочка достаточно зло относится к медведю, и ребенок может перенять такую манеру поведения в отношении взрослых. По этой же причине не подойдет мультфильм «Том и Джерри».
Совсем маленькому ребенку не стоит также смотреть мультфильмы, где животные не похожи на животных. Если это лошадь, то она должна выглядеть как лошадь, говорит детский психотерапевт.
«Аутизм проявляется в возрасте до двух-трех лет»
Аутизм – общее расстройство развития с наибольшим проявлением в сфере общения и эмоций, при котором нарушается развитие зоны головного мозга, отвечающей за эмоции и обобщение информации. Детский психотерапевт рассказала, что ранний детский аутизм проявляется в возрасте до двух-трех лет.
Маму должно насторожить, если ребенок не приспосабливается, когда она берет его на руки, а вместо этого застывает или «распластывается» на руках, во время кормления не устанавливает контакта глаза в глаза, не улыбается взрослым, не реагирует на свое имя.
Позже может появляться тенденция к повторяющимся бесцельным движениям. Например, ребенок может длительное время размахивать руками, раскачиваться взад и вперед, может крутить головой в разные стороны, проявляется задержка в развитии речи.
Ребенок, страдающий аутизмом, не может имитировать поведение других людей, его не интересует их эмоциональное состояние, он с трудом усваивает социальные навыки и правила.
Но зато, эти дети в будущем, могут быть сильны в математике, музыке, рисовании.
По словам Анны Анатольевны, количество детского раннего аутизма с явными проявлениями в последнее время незначительно увеличилось. Выросло количество расстройств аутического спектра (более слабых проявлений аутизма, которые могут выявляться немного позже). Например, ребенок с некоторыми особенностями в поведении, может быть вполне нормально адаптированным до определенного возраста. Но когда социальные требования начинают превышать его возможности – на фоне повышения тревоги у него проявляются и становятся явными признаки аутизма. Ребенок постепенно уходит в себя, у него может ухудшиться речь, усиливается тревога, появиться агрессия.
Но специалист акцентирует на том, что этот рост связан не с увеличением количества больных детей, а с лучшей диагностикой заболевания.
Причины развития аутизма до конца не изучены.
– В клиническом руководстве со сноской на низкое качество полученных доказательств в группу риска относят тех, у кого в роду есть родственники с аутизмом, психическими и шизофреноподобными расстройствами, – говорит Анна Ольшевская.
Кроме того, может сказаться недоношенность, низкий вес при рождении, пребывание ребенка в отделении интенсивной терапии, угроза аборта у матери до 20 недель, проживание в крупном городе, причем, чем крупнее город, тем выше риск. В группе риска и так называемые «поздние дети» (возраст родителей – старше 40 лет). А также, если во время беременности на плод влияли токсические вещества – ртуть, кадмий, никель.
Аутизм не излечим, даже если болезнь была выявлена на ранней стадии. Такой ребенок не сможет учиться в обычной школе. Его обучение должно быть основано на многократном повторении всех действий. Единственный способ приспособить аутиста к жизни в обществе – упорные ежедневные занятия и создание благоприятной среды. Это большой труд родителей и педагогов.