«Защитить детей и педагогов от посторонних еще можно. Детей от детей – сложнее». О мерах безопасности в бобруйских школах

4648
Елена САДОВСКАЯ
Больше месяца прошло после трагедии в Столбцах, когда 15-летний подросток ударом ножа убил педагога, 11-классника и ранил еще нескольких ровесников. После случившегося одним из самых обсуждаемых вопросов стал – как защитить детей в стенах школы? Насколько защищены от подобных ЧП учебные заведения нашего города – выясняла «Вечерка».

Сторож и тревожная кнопка

Сегодня в бобруйских школах днем безопасность обеспечивает вахтер, а в ночное время – сторож (оба – работники отделов образования).

После трагедии в Столбцах специалисты Бобруйского отдела Департамента охраны провели теоретические занятия и учебные тренировки со всеми сторожами и вахтерами. Основные недостатки, которые были выявлены: вахтеры не реагировали на крупногабаритные сумки, пропускали посторонних, не спросив документов и не уточнив цели визита, рассказал начальник Бобруйского отдела Департамента охраны Сергей Борисевич.

Во всех учебных заведениях города (детских садах, школах, колледжах) есть также тревожные кнопки. Их установили еще в 2015 году. Часть школ района также обеспечена такими кнопками: в прошлом году их установлено четыре, в этом году планируется столько же.

Тревожная кнопка расположена на вахте, и каждый, кто заступает на смену, знает о ее назначении. Если вовремя нажать, многие печальные последствия можно минимизировать, добавляет начальник отдела охраны.

Начальник Бобруйского отдела Департамента охраны Сергей Борисевич. Фото: mogilev.ohrana.gov.by
Начальник Бобруйского отдела Департамента охраны Сергей Борисевич. Фото: mogilev.ohrana.gov.by

– На кнопку нужно нажимать, как только начинает назревать конфликт, а не пытаться его вначале урегулировать самостоятельно, – уточняет Сергей Аркадьевич.

В течение суток в барах, магазинах, квартирах срабатывает в среднем около десяти тревожных кнопок. Например, за январь этого года таких срабатываний было 306, но вызовов в городские учебные заведения не было.

А вот недавно в Кличеве такой вызов случился: в школу зашел мужчина и сказал, что сейчас все взорвет. Была нажата кнопка, приехала группа из Бобруйска, школьников эвакуировали, а злоумышленник был задержан.

К слову, время реагирования отдела охраны на вызов по городу составляет до 7 минут. На вызов выезжают обычно по двое.

Кроме кнопок, для охраны можно использовать и систему контроля персонала, добавляет Сергей Борисевич. Суть ее в том, что сторож каждые 30-45 минут прикладывает к устройству чип, а если этого не происходит, на место выезжают сотрудники охраны. Но таких охранных систем в учебных заведениях города нет.

Для более серьезной защиты учебных заведений от внешних факторов можно было бы использовать турникеты на входе, чтобы учащиеся проходили по пропускам, и рамки, считает начальник отдела охраны.

– Школа – это закрытая территория, и, на мой взгляд, кроме учащихся, туда никто заходить не должен. Родители довели ребенка до школы – дальше он идет сам, – добавляет Сергей Борисевич.

Женщина-вахтер и девочка-психолог

В самой современной школе Бобруйска №34 есть электронная система пропуска, однако она пока не заработала, сообщила «ВБ» Ольга, мама ученицы 5-го класса.

– Руководство школы пообещало, что система заработает с 1 сентября следующего учебного года, – уточняет Ольга.

А пока в школе работает мужчина-охранник, и у взрослых, которые сюда заходят, обязательно интересуются, куда и зачем они идут, поясняет мама. В этой школе также много видеокамер. По мнению Ольги, это хорошо, потому что «в какой-то степени всех дисциплинирует».

Дочь Василия Подобедова учится в школе №16. Мужчина рассказал, что на первом этаже школы всегда находится вахтер, есть и охранник. У посторонних всегда спрашивают цель визита, и эти данные записывают в журнал. В школе также ведется видеонаблюдение.

Сын Светланы – первоклассник. Мальчик учится в 31-й школе. По словам мамы, на вахте у них – три человека, мимо которых просто так взрослому не пройти:

– Пока они меня не запомнили, постоянно останавливали и спрашивали, куда я иду, к кому и даже как зовут преподавателя.

Открытие средней школы №34 в микрорайоне Западный. Фото: Александр Чугуев
Открытие средней школы №34 в микрорайоне Западный. Фото: Александр Чугуев

Хватит ли таких мер, чтобы обезопасить детей в школе? Здесь мнения родителей разошлись.

Мамы, например, считают, что женщина-вахтер в критической ситуации мало что сможет сделать. Уж лучше мужчина-охранник.

– Видеонаблюдение? Камеры предназначены не для предупреждения ЧП, а для расследования уже случившегося, – рассуждает Светлана.

Папа же считает, что предпринятых мер вполне достаточно:

– Не думаю, что ребенку нужно выделять специально обученного телохранителя. Даже тревожные кнопки в век мобильных телефонов – это лишнее.

Все родители сошлись в одном: внешняя защита – это вторично, а в первую очередь нужно с детьми разговаривать, слушать их и знать, чем они живут. Нужна и более «точечная» работа школьных психологов.

– Вот школьный психолог – девочка после института, каким образом она может повлиять на пьющего родителя, отца-дебошира? – задается вопросом Василий. – А ведь ей нужно проводить такую воспитательную работу.

Открытие средней школы №34 в микрорайоне «Западный». Фото: Александр ЧУГУЕВ
Открытие средней школы №34 в микрорайоне «Западный». Фото: Александр ЧУГУЕВ

Наблюдающие преподаватели

Насколько безопасно чувствует себя рядом с современными детьми учитель? Педагог-организатор одного из бобруйских колледжей согласилась поделиться своим мнением, правда, анонимно:

– Так как у нас педсостав небольшой, всех знают в лицо, никого чужого не пропускают. Если кто-то идет с крупным рюкзаком или пытается что-то пронести, то его вежливо и корректно просят остановиться. Насколько знаю, в других колледжах та же система. Дежурным на территории колледжа было четко объяснено про подозрительные пакеты и сумки. Если кто-то из детей захочет заложить взрывное устройство, то оно однозначно будет найдено.

Что касается работы с детьми:

– Сложно не заметить, если ребенок стал себя подозрительно вести. Все кураторы, преподаватели знают о проблемах в семьях. Ведь, если что случится, ответственность, в первую очередь, несут преподаватели. Был у нас недавно такой пример: девочка рассталась с парнем. Когда это стало известно, за ней стали пристально наблюдать наши преподаватели. В таких случаях педагоги обращаются и к ее друзьям, просят, что ее не оставляли одну, как-то взбодрили.

– Я в своем колледже чувствую себя в полной безопасности, – признается сотрудница, – но всегда есть место случаю. Не представляю, например, как можно заметить, что ребенок несет оружие. Дети все ходят с пакетами, и пронести что-то мелкое очень просто. Поэтому, если кто-то захочет пострелять, то ничего с этим не сделаешь. Защитить учащихся и педагогов от посторонних еще можно. А вот детей от детей – сложнее.

«Вечерний Бобруйск» также провел голосование среди посетителей сайта на тему «Что нужно для безопасности школ?». По итогам на 24 марта большинство проголосовавших (46%), ответили, что от дурной головы надежной защиты нет. Итоги опроса можно посмотреть ЗДЕСЬ.