Простым людям в 1990-е приходилось «выкручиваться», чтобы заработать. Вместе с бобруйчанами вспоминаем, как это было.
Свадебные платья на продажу украшали пенопластом и «дождиком»
В 1990 году Марина была в отпуске по уходу за ребенком, а ее супруг работал сторожем в одном из детских садов Бобруйска. Поскольку с деньгами в семье было сложно, пара искала любые варианты подработки.
Знакомый мужа, частный предприниматель, предложил Марине работу – шить на дому свадебные платья. Она согласилась сразу, поскольку решила, что сшить уже раскроенные части платья не составит большого труда.
– Чтобы работать быстрее, мы тогда даже приобрели какой-то б/у мотор и установили его на швейную машину. До этого наша машинка была с ножным приводом. Платья нам привозили уже раскроенные, оставалась просто «собрать» их, – вспоминает Марина.
Одно платье стоило около 40 рублей. Тогда это были приличные деньги – инженер в Бобруйске получал 150-200 рублей в месяц, студенческая стипендия была около 46 рублей.
Марине удавалось зарабатывать больше средней зарплаты. На платье в среднем уходил один день, вернее – ночь, поскольку днем внимания мамы требовал маленький ребенок. Детский манеж специально поставили рядом со швейной машинкой.
Платья продавали на рынках в Бобруйске и Гомеле. Сколько стоил готовый наряд – Марина, по ее словам, никогда не интересовалась.
Марина признается: те свадебные наряды, по сути, были «совершенной кустарщиной». Фасоны одинаковые отличались только детали – отделка, воротник. Рукава шили из фатина – тонкого полупрозрачного материала. Слоем этого же материала обшивали юбку.
Ткань и другие материалы обходились заказчику платьев очень дешево. Марине было известно только, что все везлось оптом откуда-то из Азии.
Украшали платья двумя способами – при помощи мелко раскрошенного пенопласта и «рюшей» из того же фатина, а также новогодней мишуры и рыболовной лески.
– Шарики пенопласта просто нашивали или наклеивали на фатин. А самым сложным было настрочить на швейной машинке километры «рюшей» – то есть, лент, к которым пришивался потом «дождик» и рыболовная леска, – вспоминает Марина. – От натяжения леска скручивалась, в результате чего и получались своеобразное «украшение».
Шила так платья молодая женщина около года. А потом, говорит, несколько лет «даже смотреть не могла» на кофе – так много приходилось пить его, чтобы не спать ночами.
Кстати, ее работодателю в итоге на платьях, которые шила Марина и другие женщины, видимо, удалось заработать: Марина только слышала, что он уехал на ПМЖ в Болгарию, купил там дом и перевез всю семью.
«Боялся, что кто-то узнает, чем я занимаюсь. Даже дверь не открывал»
Денис в 1990-е работал на лесозаготовительном предприятии. Друг предложил ему «писать» видеокассеты – изготавливать копии на продажу. Сначала это было подработкой в вечернее и ночное время, а потом превратилось в основной источник дохода.
Первую партию пиратских кассет Денис записал в 1996 году. Дома разместили восемь видеомагнитофонов (их купил друг), на них и делали копии. Кстати, приобрести все необходимое оборудование, а также кассеты – пустые и с исходной записью, в Беларуси было невозможно – за этим ездили в Москву, на рынок «Горбушка».
– На «Горбушке» все для «пиратства» продавалось абсолютно спокойно. Впрочем, иногда того или иного продавца арестовывали, но на его место почти сразу приходил другой, – рассказывает мужчина.
В первую очередь «писали» новинки кино. Такие фильмы продавались на кассетах-исходниках в очень плохом качестве. Это были «экранки», снятые кем-то прямо в кинотеатре.
Кассета, с которой делались копии, называлась «мастер». Обычно «мастер» был записан на кассете хорошего качества и стоил дорого. Пустые кассеты, на которые записывались фильмы, были попроще и продавались в коробках, оптом. Кассеты были по 60, 90, 120 и 180 минут.
Готовую кассету упаковывали в обложку, так называемую «полиграфию» – картонную упаковку, на которой уже были отпечатаны иллюстрация и вся информация о фильме. Далее ее запечатывали в пленку при помощи специальной машинки для закатки овощей.
Затем кассеты продавались на рынках в Бобруйске.
Особенно Денису запомнился фильм «Титаник», который вышел в 1997 году. Он пользовался особой популярностью у зрителей, и его «писали» не одну неделю.
– Качество записи мы обязательно проверяли в ускоренной перемотке. Поэтому «Титаник» я просмотрел, в общей сложности, не один десяток раз, – улыбается Денис.
Конечно, незаконный вид деятельности приходилось тщательно скрывать. О своем промысле парень почти никому не рассказывал.
– Боялся, что кто-то узнает, чем я занимаюсь. Даже дверь не открывал незнакомым, – говорит он.
Видеопиратством Денис занимался около трех лет. В то время видеомагнитофон уже не был роскошью, постепенно появился почти в каждой семье, и люди охотно покупали кассеты со стоящими фильмами. Но ближе к 2000 году пленка стала терять свою популярность – видеомагнитофоны сменили DVD-плееры. Поэтому пришлось Денису вернуть другу оборудование и найти себе другую работу.
– Сейчас ничем подобным я бы уже не занялся, – признается Денис. – Заработок на самом деле средний, а риск попасться и получить огромный штраф, а то и уголовную ответственность, слишком велик.
Новейшая история
В начале 2015 года мелким предпринимателям, торгующим на рынках, тоже пришлось несладко. Им запретили продавать товар без сертификации на соответствие техническому регламенту Таможенного союза. В результате целая армия «ипэшников» готовилась к худшему – отказаться от предпринимательской деятельности и пополнить ряды безработных. В итоге многим так и пришлось сделать. Этот драматический момент запечатлел наш фотокорреспондент.