Эксперт «Онлайнера» Юрий Краснов, в прошлом водитель автомобиля МВД, считает, что последние аварии с участием машин «скорой помощи» сильно разнятся между собой, но все же наблюдается отсутствие тактики и стратегии у водителей экстренных служб. А это следствие нехватки специальных знаний и подготовки.
21 февраля в Бобруйске на пересечении Минской и Крылова произошло столкновение «скорой помощи» с легковушкой. В результате фельдшер вылетела в лобовое окно, получила ушибы головы. Травмы получили также водитель «скорой» и пассажирка легковушки. «Скорая» везла беременную девушку, та ушибла плечо, но впоследствии благополучно родила сына.
– Этот ролик нужно показывать со словами: «Так нельзя ездить со спецсигналами», – заявляет Юрий Краснов.
– Сложно понять, на что рассчитывал водитель «УАЗа», выезжая на перекресток на такой скорости.
Эксперт делает акцент: именно водитель «скорой помощи» врезался в бок «Ford-у». А скорость, с которой выезжал шофер службы 103, нельзя назвать безопасной для рассматриваемой ситуации.
Проблесковые маячки были включены, сирена слышна. Но обзор, вероятнее всего, был ограничен забором. И другие автомобили уже начали движение на зеленый, потерпевший «Ford» выехал на перекресток не первым.
– Если водитель спецтранспорта видит, что ему горит красный сигнал светофора, а на перекрестке уже идет движение, то туда нельзя выезжать даже на самой маленькой скорости, – подчеркивает ведущий рубрики. – Требовалось сделать остановку, убедиться, что тебя видят, притормозили, и только тогда продолжать движение.
«Он же просто выезжал вслепую. Самая главная ошибка — движение без остановки»
«Скорая» везла роженицу, эти вызовы в службе 103 считают относительно спокойными.
– Возникает вопрос, а стоило ли так торопиться? Да, мы не знаем всех обстоятельств, но не задать такой вопрос не можем.
Юрий Краснов вспоминает похожее из своей практики: «Едешь на спецавтомобиле с мигалками. Приближаешься к перекрестку, на котором тебе только-только загорается красный. Думаешь – наверное, успею проскочить, пока не начали движение на зеленый... Но так нельзя! Вероятно, «Ford» подъезжал к перекрестку, когда ему уже загорелся зеленый, и он, не останавливаясь, продолжил движение. А водитель «скорой» пытался проскочить».
«У меня такое было! Я сам чуть не отправился к праотцам»
Похожая авария произошла в Минске 13 февраля, но были существенные отличия.
Там «скорая» тоже выезжала на перекресток на красный, с сиреной и маячками, но очень медленно. Несколько автомобилей уже остановились, чтобы пропустить спецавтомобиль. Кроме одной девушки, которая продолжала движение пока не столкнулась с уже остановившейся «скорой».
Машина «скорой» высокая, вечером маячки прекрасно видно. Остановились ее пропустить даже те автомобили, которые планировали поворачивать налево (включая автора видео). Остановились все, кроме одного.
– Какие меры мог предпринять водитель «скорой»? – рисует примерную схему ДТП Юрий Краснов. – Во-первых, он двигался по дуге левее, хотя тактически лучше было выбрать более протяженную, но безопасную траекторию и взять правее. Я бы на его месте так и сделал. Да, ты потеряешь время, но создашь себе запас пространства, чтобы другой водитель мог остановиться или ты сам успел затормозить. Во-вторых, он мог остановиться раньше, однако пересек условную красную черту, оказавшись на пути следования «Kia».
Могла ли девушка за рулем «Kia» объехать машину 103? Однозначно сказать сложно. Но справа в непосредственной близости от водителя «Kia» автомобилей не было, то есть обзор был хорошим.
– Тогда почему она двигалась до самого последнего момента? Куда смотрела? На чем было сконцентрировано внимание? – рассуждает эксперт. – Возникает вопрос: а может, этой девушке не стоит ездить за рулем?
– Многих возмутило, что к ответственности привлекают водителя «скорой», – продолжает Юрий Краснов. – Вроде бы ему назначили штраф в 5 базовых величин (сейчас – 127,5 рубля). Но в рассматриваемой ситуации он предпринял хорошие возможные меры, резко не выезжал, спецсигналы включил, и окружающие водители всячески предупреждали об опасности.
Что он еще должен был сделать? Бежать впереди машины, вежливо стучать в стекла других автомобилей и просить водителей уступить?
По словам Юрия Краснова, в стране нет стройной системы подготовки водителей экстренных служб.
– В учебном центре Департамента охраны были курсы, которые я проводил, пока служил в МВД. Там мы разбирали тактику и стратегию действий при движении со спецсигналами. Насколько я знаю, шоферы других служб особую подготовку не проходят.
Юрий приводит в пример немецкий фильм, в котором показано, как готовят дорожных полицейских. На специальном тренажере моделируются разные ситуации, имитируется реальное движение автомобиля – скорость, вибрация, вхождение в поворот. Перед «водителем» выбегают пешеходы, выезжают машины.
– Мне же в свое время дали автомобиль со словами: «Ты можешь отступать от требований ПДД». Хорошо, что был пример более опытных коллег, где-то я нарабатывал свой опыт. Но специальные курсы не проходил. Какое положение на проезжей части занимать? Как правильно проезжать перекресток? Никто этому не учил.
«Итог? У меня было несколько случаев, когда только боженька спас. В лучшем случае увезли бы в реанимацию»
– Автомобилисту необходимо быть всегда готовым уступить дорогу машинам экстренным служб, а для этого нужно внимательно следить за обстановкой, не отвлекаться и не слушать громкую музыку, – подытоживает Юрий Краснов. – Ну а водителям спецтранспорта следует помнить о том, что окружающие просто могут не увидеть вас, даже если мигалки и сирена включены. А при пересечении перекрестка на красный свет необходимо проезжать полосы поочередно и быть готовым, что кто-то не успеет уступить.