Рекомендации дает главный внештатный психолог Бобруйска и Бобруйского района Лилия Рубцова.
– Существует очень много психологических приемов и подходов к детям, занимающимся спортом, но универсального, единого способа не бывает. Вы не найдете универсальной инструкции, ее просто невозможно составить, поскольку каждый ребенок – уникальная личность, со своим характером, психотипом, словарным запасом, жизненным опытом, отношением к жизни и т. д. К каждому ребенку необходим уникальный, индивидуальный подход, и каждая ситуация заслуживает не менее уникального анализа. Однако в психологии существует ряд принципов, на которых все строится.
- Не переносите свой спортивный опыт на ребенка, ваш ребенок должен попытаться научиться и во всем разобраться сам.
- Не перегибайте палку, желая дать совет, превращая совет в наставление и преподнося свои прошлые достижения как удивительные и непосильные для других заслуги.
- Не подрывайте авторитет тренера в глазах ребенка, ведь это может сильно ухудшить отношение ребенка к тренировкам и к самому тренеру.
- Не сравнивайте вашего ребенка с другими детьми и в то же самое время не перехваливайте ребенка, будьте объективны в своих оценках.
Хвалить и критиковать имеет право только тренер, а вы должны подходить к оценке достижений ребенка с позиции любителя: «Ты молодец! Ты здорово играешь, стараешься!». Нельзя ругать, критиковать, сердиться на ребенка.
- Не говорите ребенку перед соревнованиями, чтобы он не нервничал или успокоился.
Говорите, что беспокойство и эмоции перед соревнованиями — это нормально, а предстартовое волнение и страх испытывают абсолютно все, и дети, и взрослые, просто иногда не показывают этого. Не ведите себя чрезвычайно серьезно, не показывайте свое волнение и беспокойство, не мандражируйте в день соревнований больше ребенка (или хотя бы не показывайте этого). Спланируйте день соревнований как обычный выходной – просто вместо условного парка или кинотеатра вы едете на детские соревнования.
- Ни в коем случае не заставляйте ребенка бояться поражения («Я все сделал не так, я все проиграл, я хуже всех!» и т.д.).
Перед соревнованиями необходимо поговорить с ребенком о том, что он будет делать, если все-таки проиграет. Предположить, что на соревнованиях могут быть дети, которые готовы лучше и выступают лучше. Если же вы, как родитель, не обладаете нужными знаниями и умениями в области подобных бесед, просто пропустите этот пункт. Самое главное во всем этом – научить ребенка перестать бояться поражения. Внушить ему, что поражение – не конец света, а лишь повод проанализировать собственные умения и двигаться дальше.
- Если ребенок проиграл на соревнованиях, родителям стоит вести себя естественно, не обманывать его, не обвинять других без причины, не принижать собственные достоинства.
Поговорите с ребенком о том, что он сделал хорошо – пусть даже в итоге он проиграл. Поиск положительных моментов даст ему огромный заряд мотивации на будущее. Один хороший поступок запоминается намного лучше, чем множество плохих поступков. Именно поэтому мы помним, как уступили место в транспорте и нас за это поблагодарили – причем в достаточно мелких деталях, и в то же время не помним десятки случаев, когда не уступали. Дайте ребенку запомнить хорошие моменты из соревнований!
- После соревнований «живите» выступлением ребенка и говорите о них ровно столько, сколько захочет сам ребенок.
Обязательно участвуйте в этих разговорах, не говорите ребенку: «Ну сколько можно… уже в пятый раз об этом говорим, хватит!». Рефлексии очень важная часть постсоревновательной психологической установки. И еще очень важный момент – устройте семейный праздник, вне зависимости от результата соревнований (например, поход в кафе, прогулка в парк, кино). В случае победы вы таким образом отметите ее, а в случае поражения дадите ребенку достаточно времени на обдумывание и обсуждение ситуации с вами, а также наполните его день позитивными эмоциями.
- Помните, что вы должны всегда находиться в контакте с ребенком (вербальном/зрительном).
Одно из самых страшных и разочаровывающих событий для ребенка – посмотрев на трибуну, увидеть, что родители сидят в телефоне, на что-то отвлечены, куда-то отошли (в туалет, кафе, например) – в общем, не следят за ним. Сделайте все дела и все нужные звонки заранее. Ребенок выступает не только и не столько для себя, сколько для вас, особенно если он сам просил обязательно прийти и посмотреть, как он выступает.
- Постарайтесь создать в семье атмосферу безопасности и любви, дайте ребенку понять, что он всегда может поговорить с вами или обратиться за советом.
Если вы не можете что-то сделать так, как хочет рбенок, обязательно объясните ему причины этого спокойно и понятно. Уважение к родителям и страх по отношению к ним – разные вещи.