«Это не машина, а образ жизни». Откровенно с владельцем раритетного BMW о марке, тратах на ремонт и стереотипах

5580
Ирина ХАМРЕНКО-УШАКОВА. Фото предоставлены героем статьи.
BMW E21 начали производить в Германии в 1975 году, он стал родоначальником BMW третьей серии. Этот автомобиль в свое время был самым настоящим полем для экспериментов, причем как для инженеров, так и для гонщиков. На базе BMW E21 пробовались многие инновации и технологии – моторы, разработанные для спортивных гонок, подвески, различные сплавы. Именно на этих машинах тренировались молодые гонщики BMW Junior Team. Мы разыскали такой автомобиль в Бобруйске и побеседовали с его владельцем Евгением Беловым.

– У меня машина 1981 года выпуска. Это не топовая модель, а обычный автомобиль, который приведен в состояние, близкое к заводскому. Хотя изначально он мне достался «глубоко б/у», купил за 350 долларов и привез на лафете из Калинковичей, – рассказывает 29-летний Евгений Белов.

Евгений Белов – владелец BMW E21
Евгений Белов – владелец BMW E21

Автомобиль мужчина восстановил для развлечения, а не с целью сохранить историческую ценность этого авто. Но в некоторой степени ему удалось и то, и другое.

Любовь к «баварцам» у Евгения началась с аналогичного Е21, купленного в Бобруйске. Тогда, в 22 года, ему хотелось быстрый и мощный автомобиль для ежедневного использования. С тех пор он решил, что если и поменял бы на что-то BMW, то только на другой «бумер».

– К BMW приходят те, кому нужна скорость и драйв, – Марка позиционирует себя как спортивная, и к ней лежит душа у определенных людей, – подтверждает Евгений известный стереотип о том, что водители BMW сплошь гонщики.

«Понравилась острая кошачья мордашка»

– Я вообще люблю классику, во многом, – признается Евгений. – Мне дай карету и цилиндр, и я с радостью так поеду. Вот и машины мне нравятся классические.

Говорит, как раз своими классическими формами кузова его зацепила BMW E21: необычный скос багажника сзади, изгиб Хофмайстера. Особенно машина полюбилась ему своей «острой кошачьей мордашкой».

Изгиб Хофмайстера – характерный изгиб задней стойки кузова. Элемент экстерьера BMW, остававшийся неизменным с 1961 года.

– Единственное, что я в ней сделал «новомодного» – это пружины с занижением (более короткие и жесткие), то есть немного ее опустил.

На лето мужчина ставит на машину литые диски, «но это личный выбор каждого».

– В Бобруйске к этой машине уже привыкли. Но я помню, как ехал на большой open-air, проводимый белорусским BMW-клубом, и по дороге в Березино люди фотографировались с моим авто, спрашивали, что и как. Было приятно, – рассказывает Евгений.

Три года – и «бэшечка» как новая

На восстановление своего BMW у Евгения Белова ушло больше трех лет. В итоге получился автомобиль, укомплектованный по большей части оригинальными запчастями, яркий и привлекающий к себе внимание.

Но для этого пришлось его перебрать практически полностью. По сути, говорит мужчина, в гараже стоял просто кузов, и машину нужно было собирать «с нуля».

BMW E21
BMW E21

BMW Е21 – автомобиль редкий. С одной стороны, это плюс – машина полностью индивидуальна. Но вот запасные части на такой эксклюзив искать очень сложно.

– Я сам работаю в сфере продажи автозапчастей, поэтому мне было проще. Но все равно приходилось тратить много времени и денег. Минимальный срок ожидания одной детали – неделя, но бывало и дольше, намного дольше, – рассказывает Евгений.

При этом, как заметил владелец, некоторые запчасти на этот автомобиль все же залеживаются на складах поставщиков в Беларуси из-за невостребованности. Не все решаются тратить много времени, сил и денег на восстановление авто оригинальными деталями.

– Оригинальные запчасти для этого авто стоят дорого. К примеру, купить подходящий передний рычаг в Беларуси можно за 200 долларов, а вот привезти оригинальный стоит около 600 евро.

Однако такие траты имеют смысл, уверен Евгений:

– Да, это дороже, но это гарантия того, что автомобиль будет служить надежно. За те 40 тысяч километров, которые я на моей машине проехал, она меня ни разу не подвела, только пару раз стала на мелкий текущий ремонт.

Донорские сердце и легкие

Для восстановления своего авто Евгению приходилось искать так называемых доноров. В общей сложности из трех аналогичных авто разной степени «убитости» удалось собрать четвертый. Все «доноры» нашлись в Беларуси.

BMW E21
BMW E21

По словам мужчины, за время восстановления авто круг его знакомых очень расширился. В Бобруйске сложился целый коллектив единомышленников, которые помогали в процессе. А оставшиеся от «доноров» запчасти рассылали любителям BMW по всему бывшему Союзу, и с ними Евгений до сих пор поддерживает общение.

– Мотор здесь – просто легенда. Его начали ставить на автомобили в конце пятидесятых, постепенно дорабатывали, модифицировали. В итоге этот мотор 45 лет был на службе BMW, – рассказывает Евгений. – Он простой и очень надежный. Если правильно его восстановить и эксплуатировать, никаких проблем не будет. За 40 000 км, что я проехал, я только менял масло и свечи.

Объем двигателя 1,8 литра, рядный, 4-цилиндровый. 98 л/с, сухой вес автомобиля – 960 кг. Расход зависит от стиля езды. Владелец рассказал, что предпочитает ездить спокойно. В таком режиме расход летом составляет около 11 л/100 км, зимой – 12-13,5 литров. На трассе средний расход 8-8,5 литров.

А вот с системой охлаждения было намного сложнее.

– Оригинальный заводской радиатор на этой модели – из латуни. Найти его было очень тяжело, и стоил он в итоге как целая «копейка» («ВАЗ-2101» – ред.).

Во сколько же в целом обошлось восстановление автомобиля, Евгений сказать так нам так и не смог. Говорит, в первое время машина постоянно требовала вложений, и после двух тысяч долларов он просто бросил считать.

Автомобиль не на каждый день

По словам Евгения, у него часто спрашивают, можно ли приобрести такой автомобиль для повседневной езды.

– Обычного я отвечаю, что это потянет за собой очень серьезные расходы. Я могу себе это позволить, поскольку сам работаю в сфере продажи автозапчастей и имею достаточно опыта в использовании таких автомобилей. Это ведь уже youngtimer. Подобные машины требует постоянной доработки.

Youngtimer – автомобиль старше 25 лет.
Oldtimer – автомобиль старше 50 лет.
На одном из съездов клуба любителей BMW
На одном из съездов клуба любителей BMW

– В Беларуси таких автомобилей, ухоженных и досмотренных, около десяти. Еще около двадцати наберется тех, которые уже просто стоят в гаражах, – рассказывает Евгений.

Он добавил, что в Бобруйске есть еще лишь один такой автомобиль, на нем ездит пожилой мужчина. По словам Евгения, он выезжает только летом и ремонтирует авто так, как ремонтировал бы «Жигули» – при помощи подручных материалов, что тоже сказывается на его состоянии.

«Больше 120 не езжу – давит на уши»

На самом деле, говорит мужчина, BMW E21 было выпущено много, просто далеко не все «дожили» до наших дней. Дело в том, что вся третья серия BMW – это машины, которые очень часто разбивают. Они легкие, полуспортивные, их несложно оборудовать «большим» мотором – это приводит к тому, что они часто попадают в аварии.

По словам Евгения, на дороге BMW E21 ведет себя как любой старый автомобиль.

– В те времена даже пятиступенчатая коробка передач ( у Евгения – 4, ред.) была дополнительной опцией. Уже из этого можно понять, что больше 120 км/час на этой машине ехать просто не хочется: некомфортно и «давит на уши». Но в остальном передвигаться удобно. Проехать больше двухсот километров за один присест в ней не проблема.

О клубе и взаимовыручке

– Есть такое выражение, что BMW – это не автомобиль, а образ жизни. Я с этим полностью согласен.

Евгений говорит, что и сам он легок на подъем, и очень многие владельцы BMW в его окружении такие же. Компаниями они регулярно посещают съезды и фестивали.

В Беларуси есть целый клуб любителей BMW. Он ежегодно проводит оpen-air фестивали на природе – к примеру, на Чигиринском водохранилище или озере Селява в Минской области (места каждый раз меняются). Каждый фестиваль тематический, костюмированный, с конкурсами и призами. Участвуют в нем командами – и так автомобилисты отдыхают по несколько дней.

Подразделение BMW-клуба есть и в Бобруйске. В его сообществе во «Вконтакте» состоит около 300 человек. Он «дружит» с бобруйским Audi-клубом, с автоканалами, с Drivecity Bobruisk и другими автомобильными сообществами города. Они общаются, стараются проводить совместные мероприятия.

Например, всем вместе летом 2018 года удалось организовать «Автопикник» и «АвтоДубовку» – мероприятия на природе, под открытым небом. На этих встречах члены клубов познакомились друг с другом поближе.

А этой зимой участники бобруйского клуба BMW провели красивый автомобильный флэшмоб – под Новый год собрали из машин «елочку» возле ледового дворца. Чтобы выстроить такую композицию, понадобилось более тридцати автомобилей. Как рассказал Евгений, изначально «автоелку» не планировалось даже фотографировать. Однако нашелся фотограф, который снял композицию с квадрокоптера, и об автомобильном флэшмобе написали многие СМИ.

Фото Александра Филюкова предоставлено героем статьи.
Фото Александра Филюкова предоставлено героем статьи.

Но автоклуб – это не только совместные развлечения.

– Главное в таких сообществах – взаимовыручка. Однажды у одного из членов клуба в городе потерялся младший брат. Отозвались все, кто мог в этот момент. На шести машинах ребенка нашли в течение получаса, – рассказал Евгений.

Но не все в городе понимают такие сообщества по интересам. По словам мужчины, и во время организации праздников прошедшим летом, да и в принципе ему приходится сталкиваться с негативом и так называемыми хейтерами.

В большей степени их неприязнь касается именно самой марки BMW, но некоторые, говорит Евгений, переходят на личности, пишут и говорят о том, что, мол, и клуб был создан зря, и ничего хорошего не выйдет из мероприятий, которые задумывают и проводят автомобилисты.

Сам мужчина предпочитает не реагировать на таких людей:

– Им нужна агрессия, гнев, ответная реакция. А когда их игнорируешь – они замолкают.

Евгений считает, что на самом деле это даже не просто клуб автомобилистов-любителей какой-то конкретной марки, а большая и дружная семья. Хорошие товарищи по BMW у Евгения есть в Бресте, Гомеле, Борисове – в общем, по всей стране. И к ним всегда можно заехать в гости или попросить о помощи, если вдруг что-то случилось в дороге.

По словам мужчины, на хейтеров и завистников ему плевать, а всем, кто помогает и участвует в организации автомобильных мероприятий в городе, он очень благодарен и уверен: с такой командой у них обязательно получится осуществить все задуманное.