Если судить по подборкам вакансий, которые мы еженедельно публикуем на нашем сайте, работа в Бобруйске вроде бы и есть, но вот зарплаты на ней часто не радуют. Многие бобруйчане вынуждены трудиться на нескольких работах и подработках, чтобы обеспечить себя и семью, решить финансовые проблемы. Уверены, что нашим читателям будет интересно узнать, как жители соседних с ними домов и улиц нашего города зарабатывают деньги и находят выходы из сложных ситуаций. Об этом – в нашей новой рубрике.
«Смотрела на других детей и думала: чем я хуже?»
До 14 лет Мария (имя изменено) жила обычной подростковой жизнью: ходила в школу, общалась с одноклассниками. Но потом родители развелись. Девочка осталась жить с матерью. На алименты та подавать не стала. Отец мог бы помогать и сам, так как был предпринимателем, но делал это редко. Денег не хватало.
Мать Маши была рабочей на одном из предприятий города.
– Мама тянула меня, себя и квартиру. Я не могла себе позволить попросить у нее деньги, чтобы купить контактные линзы, а также очень хотела купить себе парку, которые в то время только стали появляться.
Девушка стала искать возможность подработать после школы, и ей подсказали, что на автомойку требуются работники. До того девушек-мойщиц там не было, но Марии не отказали, и она начала наравне с парнями мыть машины и чистить салоны.
Теперь девушка в 14 часов приходила из школы и уже к 16-17 часам шла на автомойку. Работала там до 11 вечера, но при большой загрузке могла уйти и в 12, и в полвторого ночи. По словам Маши, жить по новому графику трудно было первую неделю, потом втянулась. Но, говорит, иногда было очень обидно:
– Где-то даже жалела себя, когда приходилось работать, в то время как остальные дети развлекаются, гуляют, им дают деньги, покупают вещи. Смотря на них, думала: а я чем хуже? Конечно, злилась на отца. Я ведь у него одна, и он, зная, как тяжело, мог бы и помочь. А потом для себя решила: раз он не хочет поддержать, значит, я всего добьюсь сама.
На автомойке заработок зависит от потока машин. Мария старалась работать без выходных, а в субботу-воскресенье выходить на две смены.
– В среднем выходило больше трех миллионов, и это было больше, чем зарабатывала мама. Кроме основной выручки, было много чаевых. Владельцы авто на меня смотрели совсем по- другому, чем на ребят. Ведь автомойка – это более мужская работа, а тут девочка-подросток все моет и вычищает. Особенно мне запомнился случай, когда за комплексную уборку авто ценой 70 тысяч мужчина оставил мне еще 100 тысяч «на чай».
Начав зарабатывать, признается Маша, она почувствовала себя намного увереннее, ведь уже в таком возрасте обеспечивала себя сама.
Стать защитницей порядка не вышло
На автомойке Маша трудилась до конца учебы в школе. Правда, такая работа – сквозняки, холодная вода – для девичьего организма вышла боком. Со временем начались воспаления, в том числе «по-женски». Мария ушла с автомойки больше трех лет назад, но до сих пор старые заболевания напоминают о себе, и ей приходится периодически лечиться. (Говорит, последний раз, пару месяцев назад, выписывали дорогие препараты, которых в Беларуси нет – хорошо, что родственники из России смогли купить и привезти).
После 11 классов девушка хотела поступать в Академию МВД, но не прошла по здоровью. Тогда, в 17 лет, поехала работать в Россию, в Санкт-Петербург. Устроилась только неофициально – в медицинском колл-центре. Через какое-то время решила вернуться домой. Попыталась поступить в гомельский лицей на проводника, но не получилось.
Сегодня Мария заочно (на бюджете) учится на лесника в Бобруйском государственном лесотехническом колледже. Улыбаясь, девушка признается: специальность нравится, ведь это немного похоже на службу в МВД, о которой она мечтала.
Несладкий столичный хлеб
Вернувшись в Бобруйск, Мария подрабатывала на аттракционах в парках, в магазине разливного пива. Но толковой работы не находилось. Тогда, в августе 2018 года, Маша вместе с молодым человеком, как это обычно у нас бывает, решили переехать в Минск.
Но жизнь в столице сладкой тоже не оказалась. Девушка устроилась в сетевой обувной магазин, парень пошел работать таксистом. Финансово было очень тяжело. В первый месяц работы она получила 360 рублей, во второй – 550. Парень зарабатывал больше тысячи. При этом больше 500 уходило на аренду однокомнатной квартиры на окраине (и это без «коммуналки»). И каждую неделю еще 100 рублей молодой человек возвращал своему отцу за купленную ему машину.
– На второй месяц проживания в Минске мы еле насобирали на оплату квартиры. За два месяца ни разу никуда не выбрались, – рассказывает Маша. – В итоге решили, что лучше вернуться домой.
Было меньше «минималки». Дальше будет лучше
В Бобруйске Машин парень продолжил работать таксистом, а девушка устроилась продавцом в секонд-хенд. За первый месяц работы – и в будни, и в выходные, со скользящими выходными в течение недели – Маша получила 110 рублей. Во втором вышло аж «целых» 260. То есть зарплата выходила меньше минимальной.
Было тяжело. Еще повезло, говорит девушка, что немного помогали родственники. Чтобы как-то выжить, Мария начала подрабатывать, распространяя рекламные листовки в свободное время.
– Раз в одну-две недели привозят 10 000 листовок (обычный лист А4 с рекламой) и распределяют между людьми, кто сколько сможет взять. Одна листовка стоит одну копейку. Я всегда раскидываю на совесть, а это непросто, потому что приходится обойти много подъездов, чтобы распределить все листовки. Одна штука стоит одну копейку. Так за месяц в среднем я могу дополнительно заработать около 100 рублей. Мало, но ведь только на 260 рублей прожить вообще невозможно.
Недавно Мария наконец сменила работу и устроилась диспетчером в службу такси. Теперь девушка работает по графику «два через два». Деньги ей выплачивают после каждых двух дней работы – 40 руб.
– За 16 смен должно выйти 320 рублей, но сотрудницы говорят, что с премиальными получают больше 400 рублей.
Вместе с молодым человеком, который зарабатывает 500-600 рублей, Маша снимает однокомнатную квартиру. Траты у пары такие: на жилье (аренда, налог и коммунальные) уходит 170 рублей, на еду – 200 рублей, на связь – 40 рублей, на бытовую химию – 30 рублей. Еще около 50 рублей тратится на одежду и развлечения (кафе раз в месяц). Все остальные деньги они откладывают.
Сейчас, дома, Мария начинает выстраивать отношения с отцом, по мере возможности пару поддерживают другие родственники – ведь даже моральная поддержка важна. Словом, признается девушка, жизнь потихоньку налаживается.