«Всегда можно прерваться и погреться»
30-летний бобруйский предприниматель Евгений Асецкий третий год занимается промышленным альпинизмом. Его работники сбивают лед и чистят снег с крыш, обшивают лоджии и балконы.
– Когда есть время, раз в два-три дня, я сам выхожу крыши чистить, – рассказывает Евгений. – И у меня собрался целый список секретов спасения от холода. Например, утром обязательно нужно плотно позавтракать и сделать разминку. С собой всегда беру горячий чай в термосе, сытный обед. Бывает, под рабочий костюм надеваю термобелье.
Предприниматель считает, что зимние температуры не мешают работам, если правильно подобрать качественную спецодежду. Своим рабочим за труд на морозе он не доплачивает, но обеспечивает людей транспортом и сезонной одеждой. Евгений закупает итальянские лыжные куртки и комбинезоны, устойчивые к морозам и сильным ветрам, теплые меховые ботинки.
– Мы работаем с 8 утра до 5 вечера с часовым обедом. Стараемся выдерживать режим, после 45 минут на высоте делать перерывы, по возможности обедать горячим. Если кто-то замерзнет, всегда может прервать работу и погреться в машине, выпить чаю.
Температурные ограничения у альпинистов есть. Но они не для людей, а для материалов, с которыми те работают.
– Например, при обшивке балконов мы используем замазку, с которой нельзя работать в сильные морозы, поэтому планируем работы под температуру, – пояснил Евгений. – В целом же нужно просто подбирать одежду по сезону, и тогда ни мороз, ни жара не будут мешают.
«Доводилось подолгу стоять на улице в -13»
Ларисе Власовой 39 лет, и с прошлого года она работает продавцом у частного нанимателя. Торгует в открытой палатке, и основная работа – в теплое время года, а зимой приходится выходить только на праздники. Так, с 23 декабря по 19 января Лариса торговала на площади Ленина напитками и попкорном.
– Пока что я с экстремальными температурами не сталкивалась, но доводилось подолгу стоять на улице в -13: мы работали с 12 дня до 9 вечера. На самом деле, когда есть работа, много двигаешься и холода не замечаешь.
В особенно морозные дни Лариса одевалась теплее: несколько пар носков, теплые штаны, колготки, свитер. А руководство за свой счет обеспечивало продавцам горячее питание и чай. Других бонусов за мороз не предусмотрено: зарплата круглый год одинаковая.
Как рассказала женщина, померзнуть пришлось, но к простудам это не привело.
– Главное, что я поняла – надо держать ноги сухими и в тепле, тогда и всему телу будет тепло, – объясняет Лариса. – Меня работа на улице зимой не пугает, потому что холод я переношу лучше, чем жару. Зимой можно просто одеться потеплее, а летом от духоты никуда не деться.
«Холод – обычное дело»
29-летний бобруйчанин Александр Канопко уже седьмой год работает кондуктором в автопарке. Шесть дней в неделю он проводит в автобусах по 8-9 часов в день, но смена может доходить и до 12 часов – в зависимости от маршрута.
Как рассказал Александр, специальную одежду на зиму контролерам в автопарке не выдают.
– Я покупаю на зиму теплые болоньевые штаны, невысокие ботинки на меху, которые носят рыбаки, теплые носки, – перечисляет Александр. – Большинство автобусов у нас нормально отапливаются, так что в такой одежде можно с удобством работать.
Простужается парень, по его словам, нечасто, и обычно не зимой, а весной или осенью – в сырость.
В Беларуси есть санитарные нормы условий работы водителей, но нет документов, регламентирующих температуру в салоне. Традиционно считается, что она должна быть не ниже 8-10 градусов выше ноля.
– В кабине у водителя обычно немного теплее, чем в общем салоне, так что во время маленьких перерывов можно минут на пять забежать к нему погреться, если совсем замерз, – комментирует Александр. – Но, даже учитывая постоянно открывающиеся двери, для меня в салоне обычно не холодно. Я привык, и холод на рабочем месте зимой воспринимается как обычное дело.
За работу зимой доплат кондукторам не предусмотрено. Зарабатывают они около 500 рублей в месяц.
«Меня мороз не пугает»
Наталье Гайшун 42 года, она уборщик территории в БУКДДЭП Ленинского района. Женщина работает на одном месте 14 лет и, говорит, к погодным условиям привыкла.
– Мы на работу выходим даже в самые лютые морозы, не бывает, чтоб из-за низкой температуры дома сидели. Поначалу, конечно, было трудновато в холода. Но нам можно минут на 15 заходить погреться в подсобки, если работаем у себя во дворах. Так что никто не доводит себя до состояния обморожения.
Простужается женщина редко: последний раз был больше года назад. Все потому, что старается одеваться тепло и удобно.
– Нам выдают спецодежду на зиму: толстую куртку-спецовку на синтепоне, рабочие перчатки, ботинки-дутики, – рассказывает Наталья. – Дальше уже все утепляются, кто как может. У меня есть любимые упражнения для рук, чтоб кровь разогнать. Я машу руками вверх-вниз, сжимаю-разжимаю пальцы. Можно еще попрыгать, если замерзла. Но у нас работа активная, а когда двигаешься, холод не так чувствуется.
Наталья работает с шести утра до десяти, а потом с часу до четырех дня, раз в месяц – дежурство на полный день. По субботам, если снега выпало немного, работа только до 11 часов. Воскресенье – единственный выходной.
Зарплата уборщика, судя по списку вакансий, минимальная. Доплат за температурный режим, по словам Натальи, нет, только сверхурочные за переработки. Но женщина не унывает:
– Меня мороз не пугает, ведь ничего не поделаешь: такая у нас работа.
Доплачивать за холод в Беларуси не обязаны
Согласно трудовому законодательству, наниматель не обязан дополнительно доплачивать работникам за «морозные» условия труда. В 69 статье Трудового кодекса указано, что наниматель обязан обеспечить безопасные и здоровые условия труда для работников: «необходимое освещение, отопление, вентиляция, устранение вредных последствий шума, излучений, вибрации и других факторов, отрицательно влияющих на здоровье работников, и т.д.». О работе на улице зимой подробностей нету.
Наталья Засемкова, председатель Бобруйского объединения профсоюзов рассказала, что наниматель сам определяет доплаты по температурному режиму, поэтому в коллективных договорах на разных предприятиях могут быть указаны разные условия. Например, в ОАО «Бобруйский завод крупнопанельного домостроения» предусмотрены доплаты в зависимости от температурного режима.
Горячий чай может навредить
Насколько опасно работать на холоде и как правильно при этом согреваться, мы спросили врача Бобруйской городской поликлиники №3 Татьяну Тимошенко. Она дала несколько советов:
- В первую очередь необходимо подобрать теплую и удобную одежду. Желательно, чтобы она была не из синтетических материалов, потому что в такой человек больше потеет, а значит, больше мерзнет. Одежда не должна сильно пережимать тело, сапоги или ботинки обязательно нужно носить по размеру.
- Не стоит на морозе постоянно пить очень горячие чай или кофе. Они могут привести к ожогам слизистой, плохо влияют на сужающиеся на морозе сосуды. Лучше пить теплую жидкость, температура которой не выше 50 градусов.
- Нельзя на холоде употреблять алкоголь. При опьянении риск замерзнуть увеличивается, потому что человек не адекватно оценивает ситуацию.
- Если сильно замерзли, то отогреваться нужно постепенно, нельзя растирать конечности или опускать их в горячую воду.
– Если человек постоянно работает на холоде, то можно приучить свой организм легче переносить низкие температуры, – добавляет Татьяна Викторовна. – Для этого нужно закаливаться, но делать это регулярно, аккуратно и по правилам. А просто нахождение на морозе только вредит организму.