«Почтальона ждали, как чуда». Коллекционерки новогодних открыток – о ностальгии, безвкусице и пользе такого хобби

4450
Виктория ШАХРАЙ. Фото Дениса СУДНИКА.
Когда-то шестиклассницу Веру увлекли красочные открытки, которыми семья обменивалась с близкими. Сейчас в коллекции фармацевта Веры Николаевны более трех с половиной тысяч открыток из разных стран. И профессия, и увлечение у нее одно на двоих с Галиной Лепилиной (дружат со студенческих лет). Женщины рассказали «ВБ» о своем хобби и показали коллекции.
Вера Кананович коллекционирует различную полиграфию.
Вера Кананович коллекционирует различную полиграфию.

Вера Кананович работает в центре дополнительного образования детей «Росквит». Она родилась и выросла в деревне Слобода Бобруйского района. Ходила в Химовскую среднюю школу, и тогда, в шестом классе, и начала собирать коллекцию.

– Мы тогда в деревне почтальона ждали, как чуда, – рассказывает Вера Николаевна. – Зимой было холодно стоять на улице – помню, дуешь на пальцы, мерзнешь. Но ждешь, когда привезут открытки, чтоб выбрать себе несколько.

Открытки из коллекции Веры Кананович.
Открытки из коллекции Веры Кананович.

В советское время открытки стоили очень дешево:

– Мама выдавала мне деньги на булочки, а я часть их всегда тратила на любимое увлечение. Самая дорогая открытка, помню, стоила 6 копеек, – говорит Вера Кананович.

Но не только цены – причина для ностальгии.

– Раньше собирать открытки было интереснее и легче. – вспоминает Вера Николаевна. – Мы, коллекционеры, находили друг друга по объявлениям в газетах и журналах, писали по всему бывшем Советскому союзу, обменивали марками, открытками, конвертами. К тому же часто слали друг другу открытки родственники и друзья, когда поздравляли с праздниками.

Так, «по праздникам», и сформировались тематические части ее коллекции: Новый год, 8 Марта, 9 Мая, День Октябрьской революции. За почти 40 лет коллекционирования набралось около четырех тысяч открыток.

На мундире отца Веры Николаевны такой же Орден Трудовой Славы, как и на открытке.
На мундире отца Веры Николаевны такой же Орден Трудовой Славы, как и на открытке.

– Достаточно было найти кого-то одного и начать постоянно переписываться. Этот коллекционер советовал тебе второго, тот третьего, и так по цепочке мы находили единомышленников. Сообщество коллекционеров в Советском союзе было очень сплоченным, – считает Галина Лепилина. А сейчас у нее осталась только одна «подруга по переписке».

Самая старая открытка в коллекции Галины Дмитриевны Лепилиной датируется 1936 годом. На ней изображены цветы.
Самая старая открытка в коллекции Галины Дмитриевны Лепилиной датируется 1936 годом. На ней изображены цветы.

Вера Кананович рассказывает: ей писали не только из советских стран, но и из дружеских: Польши, Кубы. Позже – и из США. А теперь она отправляет и получает писем гораздо меньше:

– И то, когда знакомые видят почту в руках, удивляются: тебе еще шлют бумажные письма, Вера?

Да и цены теперь кусаются: выслать письмо в Америку стоит гораздо дороже, чем лет пятнадцать назад.

Так что теперь одними открытками Вера Николаевна в своем увлечении не ограничивается – собирает и другую полиграфию: почтовые конверты, календари.

– А три-четыре года назад я начала собирать спичечные коробки, – рассказывает Вера Николаевна. – Самая большая моя серия – гербы белорусских городов.

Спичечные коробки с гербами городов из коллекции Веры Кананович
Спичечные коробки с гербами городов из коллекции Веры Кананович

Недавно Вера Николаевна стала собирать еще и бумажные салфетки, и теперь многие знакомые пополняют ее коллекцию:

– Салфетки тоже бывают сюжетные, тематические. Например, к 8 марта, Новому году и Рождеству.

Еще одна любовь Веры Николаевны – винтажные елочные игрушки, их она тоже пока успела собрать не очень много.

Новогодние игрушки из коллекции Веры Кананович.
Новогодние игрушки из коллекции Веры Кананович.

Галина Лепилина о своей коллекции может рассказывать долго. Самыми красочными экспонатами она считает новогодние и рождественские открытки.

– В Советском союзе художники рисовали целые серии открыток, в том числе и новогодних. Мне нравится, когда на них изображены полноценные сюжеты, а не просто красивые пейзажи.

Особенно Галина Дмитриевна гордится своими немецкими открытками.

– Судя по датам и надписям, мужчина, служивший в Германии, присылал их в 1950-х годах сыну сюда в Бобруйск. Позже я их купила на базаре, понятия не имею, как они туда попали.

Слева немецкая открытка, и хотя она была выпущена до 1953 года, сюжет на ней вполне современный, – объясняет Галина Дмитриевна
Слева немецкая открытка, и хотя она была выпущена до 1953 года, сюжет на ней вполне современный, – объясняет Галина Дмитриевна

– На рождественских немецких открытках часто изображают грибы, четырехлистный клевер, как символ счастья и удачи, свинок, которые символизируют достаток, – объясняет Галина Дмитриевна. – Так по рисунку можно понять, откуда «родом» открытка.

По ее словам, открытки не так просты, как кажутся – их нужно уметь «читать», трактовать символы и цвета, которые в разных странах разные.

– После пятидесятых советские открытки обычно были рисованные, но встречались и фотографии, – продолжает коллекционер. – Делали серии, посвященные важным событиям или достижениям. Например, во время первых полетов в космос эту тему использовали очень активно.

Оценить значимость открытки можно не только по году ее выпуска, но и по тиражу: чем меньше тираж, тем сложнее ее найти, соответственно, тем ценнее будет экземпляр.

– Сейчас и тиражи очень различаются, – рассказывает Галина Дмитриевна. – В союзе выпускали как по 17 или даже 30 миллионов экземпляров, так и редкие серии по 100-150 тысяч, и такие открытки очень ценились.

У коллекционерок есть и открытки ручной работы, они особо ценные, потому что уникальные. Бывает, такие экспонаты находят в макулатуре или на барахолках
У коллекционерок есть и открытки ручной работы, они особо ценные, потому что уникальные. Бывает, такие экспонаты находят в макулатуре или на барахолках

Некоторые современные серии открыток издают в ретро-стиле, ориентируясь на оформление 20-го века. Галина Дмитриевна считает такие экземпляры особенно очаровательными. Но в целом, сравнивая современные и советские открытки, коллекционерки считают, что стиль оформления становится безвкусным.

– Сейчас норовят налепить на одну открытку несколько почти не связанных сюжетов и присыпать все это блестками, – говорит Галина Дмитриевна. – И оформление у открыток всегда одно и то же, если они по одной теме, нет былого разнообразия и фантазии. Очень редко попадаются рисованные открытки. А раньше на обороте открыток даже значились художники, которые их нарисовали.

Стоит лишь посмотреть, как карикатурно нарисован дед Мороз на современной открытке, и какой проработанный, цельный художественный образ на старой, советской, – считает
Стоит лишь посмотреть, как карикатурно нарисован дед Мороз на современной открытке, и какой проработанный, цельный художественный образ на старой, советской, – считает Галина Дмитриевна

Коллекционерки считают, что такое хобби полезно хотя бы потому, что хорошо тренирует зрительную память, развивает художественный вкус.

Примеры серий советских открыток.
Примеры серий советских открыток.
Примеры серий советских открыток.
Примеры серий советских открыток.
Примеры серий советских открыток.
Примеры серий советских открыток.
Белорусская открытка с мушкетером и девушка в национальном костюме на канарской открытке.
Белорусская открытка с мушкетером и девушка в национальном костюме на канарской открытке.
Вот одна из «космических» открыток Веры Николаевны, где космос умудрились связать даже с праздником 8 марта.
Вот одна из «космических» открыток Веры Николаевны, где космос умудрились связать даже с праздником 8 марта.
Серии открыток с видами городов могут быть отрывными, как здесь.
Серии открыток с видами городов могут быть отрывными, как здесь.
Конверты из коллекции Веры Кананович.
Конверты из коллекции Веры Кананович.
Новогодние салфетки из коллекции Веры Кананович
Новогодние салфетки из коллекции Веры Кананович
Новогодние салфетки из коллекции Веры Кананович
Новогодние салфетки из коллекции Веры Кананович