Вера Кананович работает в центре дополнительного образования детей «Росквит». Она родилась и выросла в деревне Слобода Бобруйского района. Ходила в Химовскую среднюю школу, и тогда, в шестом классе, и начала собирать коллекцию.
– Мы тогда в деревне почтальона ждали, как чуда, – рассказывает Вера Николаевна. – Зимой было холодно стоять на улице – помню, дуешь на пальцы, мерзнешь. Но ждешь, когда привезут открытки, чтоб выбрать себе несколько.
В советское время открытки стоили очень дешево:
– Мама выдавала мне деньги на булочки, а я часть их всегда тратила на любимое увлечение. Самая дорогая открытка, помню, стоила 6 копеек, – говорит Вера Кананович.
Но не только цены – причина для ностальгии.
– Раньше собирать открытки было интереснее и легче. – вспоминает Вера Николаевна. – Мы, коллекционеры, находили друг друга по объявлениям в газетах и журналах, писали по всему бывшем Советскому союзу, обменивали марками, открытками, конвертами. К тому же часто слали друг другу открытки родственники и друзья, когда поздравляли с праздниками.
Так, «по праздникам», и сформировались тематические части ее коллекции: Новый год, 8 Марта, 9 Мая, День Октябрьской революции. За почти 40 лет коллекционирования набралось около четырех тысяч открыток.
– Достаточно было найти кого-то одного и начать постоянно переписываться. Этот коллекционер советовал тебе второго, тот третьего, и так по цепочке мы находили единомышленников. Сообщество коллекционеров в Советском союзе было очень сплоченным, – считает Галина Лепилина. А сейчас у нее осталась только одна «подруга по переписке».
Вера Кананович рассказывает: ей писали не только из советских стран, но и из дружеских: Польши, Кубы. Позже – и из США. А теперь она отправляет и получает писем гораздо меньше:
– И то, когда знакомые видят почту в руках, удивляются: тебе еще шлют бумажные письма, Вера?
Да и цены теперь кусаются: выслать письмо в Америку стоит гораздо дороже, чем лет пятнадцать назад.
Так что теперь одними открытками Вера Николаевна в своем увлечении не ограничивается – собирает и другую полиграфию: почтовые конверты, календари.
– А три-четыре года назад я начала собирать спичечные коробки, – рассказывает Вера Николаевна. – Самая большая моя серия – гербы белорусских городов.
Недавно Вера Николаевна стала собирать еще и бумажные салфетки, и теперь многие знакомые пополняют ее коллекцию:
– Салфетки тоже бывают сюжетные, тематические. Например, к 8 марта, Новому году и Рождеству.
Еще одна любовь Веры Николаевны – винтажные елочные игрушки, их она тоже пока успела собрать не очень много.
Галина Лепилина о своей коллекции может рассказывать долго. Самыми красочными экспонатами она считает новогодние и рождественские открытки.
– В Советском союзе художники рисовали целые серии открыток, в том числе и новогодних. Мне нравится, когда на них изображены полноценные сюжеты, а не просто красивые пейзажи.
Особенно Галина Дмитриевна гордится своими немецкими открытками.
– Судя по датам и надписям, мужчина, служивший в Германии, присылал их в 1950-х годах сыну сюда в Бобруйск. Позже я их купила на базаре, понятия не имею, как они туда попали.
– На рождественских немецких открытках часто изображают грибы, четырехлистный клевер, как символ счастья и удачи, свинок, которые символизируют достаток, – объясняет Галина Дмитриевна. – Так по рисунку можно понять, откуда «родом» открытка.
По ее словам, открытки не так просты, как кажутся – их нужно уметь «читать», трактовать символы и цвета, которые в разных странах разные.
– После пятидесятых советские открытки обычно были рисованные, но встречались и фотографии, – продолжает коллекционер. – Делали серии, посвященные важным событиям или достижениям. Например, во время первых полетов в космос эту тему использовали очень активно.
Оценить значимость открытки можно не только по году ее выпуска, но и по тиражу: чем меньше тираж, тем сложнее ее найти, соответственно, тем ценнее будет экземпляр.
– Сейчас и тиражи очень различаются, – рассказывает Галина Дмитриевна. – В союзе выпускали как по 17 или даже 30 миллионов экземпляров, так и редкие серии по 100-150 тысяч, и такие открытки очень ценились.
Некоторые современные серии открыток издают в ретро-стиле, ориентируясь на оформление 20-го века. Галина Дмитриевна считает такие экземпляры особенно очаровательными. Но в целом, сравнивая современные и советские открытки, коллекционерки считают, что стиль оформления становится безвкусным.
– Сейчас норовят налепить на одну открытку несколько почти не связанных сюжетов и присыпать все это блестками, – говорит Галина Дмитриевна. – И оформление у открыток всегда одно и то же, если они по одной теме, нет былого разнообразия и фантазии. Очень редко попадаются рисованные открытки. А раньше на обороте открыток даже значились художники, которые их нарисовали.
Коллекционерки считают, что такое хобби полезно хотя бы потому, что хорошо тренирует зрительную память, развивает художественный вкус.