Владимир Герард родился 26 сентября 1839 года в деревне Демьянки Могилевской губернии.
Александр рассказал, что идея создания такого фильма пришла к нему около года назад. В свободное от основной работы время он изучал профессиональные правовые журналы и литературу, штудировал интернет-источники для того, стараясь собрать как можно больше информации о профессиональной деятельности Владимира Герарда.
Чтобы побывать на родине известного адвоката, Александру пришлось добиться пропуска и разрешения на съемку в Чернобыльской зоне отселения, поскольку именно там находится практически брошенная ныне деревня Демьянки (Добрушский район Гомельской области). Именно там сохранилась часть усадьбы, в которой жила семья Герарда.
Более того – чтобы добыть действительно атмосферный видеоряд, бобруйскому адвокату пришлось дополнительно поездить по стране и выбрать подходящее место. Александр остановился на Кличевском краеведческом музее, где нашелся подходящий интерьер, схожий с обстановкой шляхетских покоев девятнадцатого века.
В документальном фильме приводятся не только биографические сведения о Владимире Николаевиче Герарде. Александру удалось найти подробности самых интересных судебных процессах, в которых участвовал наш земляк.
Одно из них – «Дело Чихачева» об убийстве мирового судьи Чихачева. На суде Герард защищал обвиняемую Непенину, которая совершила покушение на убийство. А ее супруга, который в итоге был признан виновным в убийстве из мести, защищал не менее известный адвокат Владимир Спасович. Непенина была оправдана, несмотря на два выстрела, которые она сделала. Подробнее – в фильме.
«Процесс пятидесяти», «Процесс 193-х», «Процесс двадцати»… Владимир Герард защищал на суде так называемых народников – последователей общественного движения, которые «ходили в народ», распространяя идеи «народной правды» и «народной мудрости». Эти процессы уникальны также и тем, что это, по сути, первые политические дела в России того времени. Кроме того, на них впервые свободно выступили рабочие и женщины.
«Убийство императора Александра II» – особенно трудное и неоднозначное дело для Владимира Герарда, поскольку речь шла об убийстве монарха, а обвиняемый, которого он защищал, сам признался в содеянном. Николая Кибальчича казнили, но речь его адвоката, которую первоприсутствующий (председатель суда) прерывал семь раз, стала хрестоматийной.
Помимо своей адвокатской работы, Владимир Николаевич был еще и общественным деятелем. Он создал первое и единственное на тот момент в России общество защиты прав детей. В фильме подробно рассказывается о непростом положении несовершеннолетних в XIX веке.
В документальном фильме собраны сведения не только о самом Владимире Герарде – автор также рассказывает и об усадьбе, в которой родился адвокат. Сейчас здание, которое находится в деревне Демьянки Добрушского района, причислено к историко-культурным ценностям, а в советское время в нем располагался сначала дом беспризорника, а потом – детский дом.
В ходе съемок Александру и его оператору пришлось много попутешествовать, пообщаться с разными людьми. Были и приятные неожиданности: так, единственный оставшийся житель деревни Демьянки подробно рассказал им об отце Владимира Герарда. А директор Кличевского краеведческого музея даже помогла озвучить эпизод, где нужна была именно женская речь, – ведь молодые люди создавали фильм только вдвоем.
Александру Рыжкову удалось собрать в картине редкие портреты Владимира Герарда, мнения современников о выдающемся адвокате и даже различные исторические артефакты – такие, например, как текст адвокатской присяги XIX века.
В планах у Александра – поучаствовать со своим фильмом в конкурсе имени В. Д. Спасовича Министерства юстиции и Белорусской Республиканской коллегии адвокатов.