9 октября в редакцию позвонила Жанна Федоровна из деревни Калинино и рассказала:
– Мы зарастаем в мусоре! Потому что уже больше месяца его не вывозят, хотя по договору обязаны вывозить дважды в месяц, за что мы и платим. Контейнеры уже заполнены, мешки собаки разрывают, опарыши ползают, вонь стоит ужасная!
Затем позвонила Зоя Васильевна из Воротынского сельсовета и тоже рассказала, что мусор в деревне стоит уже около трех недель:
– Это ужасно!
Анастасия Лавринович связалась с редакций на нашей страничке в «Одноклассниках». Женщина рассказала, что в деревне Ступени Бобруйского района аналогичная ситуация. Ее семья не живет в деревне постоянно, приезжает время от времени, поэтому под график вывоза мусора приходится подстраиваться.
– За лето было несколько случаев, когда график нарушали – не забирали мусор совсем или приезжали, не предупреждая, в другой день. Бывало так, что пока нас нет, пакеты с мусором разрывали собаки, и все их содержимое было разбросано возле ворот, – рассказала она.
«Если бы с нами рассчитались, мы могли бы работать, не срывая график»
После звонка корреспондента «Вечерки» в службу ЖКХ района к 15 октября мусор из деревни Калинино вывезли, о чем сообщила редакции Жанна Федоровна.
Мастер по удалению бытовых отходов коммунального предприятия «Жилкомхоз» Юлия Михайлова тогда рассказала, что, по графику, мусор действительно должен вывозиться дважды в месяц, но эти сроки периодически срываются – из-за сложного материального положения предприятия: бывает, что и технику заправить нечем.
Подтвердил это и директор УКП «Жилкомхоз» Бобруйского района Алексей Кредитов.
– Когда у нас нет проблем с топливом, мы выполняем свои обязанности, – добавил Алексей Валерьевич. – На прошлой неделе, к примеру, трактора вывозили мусор, причем, работали сверхурочно.
Директор «Жилкомхоза» также пояснил: люди оплачивают вывоз мусора по факту оказанных услуг. В конце месяца мастер, который отвечает за оказание этих услуг, подает руководителю сведения, по каким маршрутам и сколько раз вывезли мусор. Людям, с чьих участков мусор не вывезли, такой счет не выставляется.
– Другой вопрос, что у нас сейчас огромное количество должников в районе, – уточнил директор. – На сегодняшний день (разговор шел 18 октября – прим. авт.) люди должны нам порядка 150 тысяч рублей за оказываемые услуги – вывоз мусора, водоснабжение. Если бы с нами рассчитались все должники, мы могли бы работать, не срывая график вывоза мусора.
По словам Алексея Валерьевича, для того чтобы на работу выехала вся техника предприятия, в день нужно порядка 700 рублей.
Мастер Юлия Михайлова уточнила: в октябре предприятие отстало от графика, но в большинстве деревень мусор вывезли хотя бы по одному разу.
– В ближайшие дни машины будут работать в Ковалевском, Телушском, Бортниковском, Сычковском, Горбацевичском и Воротынском сельсоветах, – добавила она.
Мусор сверх нормы
Период с конца августа по конец октября особенно сложный для «Жилкомхоза», говорит Алексей Кредитов. В разгаре уборочная кампания, и количество мусора возрастает в разы:
– Помимо бытовых отходов, люди выбрасывают картофельную ботву, цветы, ветки, стройматериалы. По этой причине уборочный трактор, заправленный для того, чтобы проехать по всему маршруту, по сути, проезжает только его половину – так быстро заполняется. А ведь отходы урожая можно утилизировать и при помощи компостной ямы или просто сжечь.
А чтобы вывезти крупногабаритный мусор, житель района должен позвонить в «Жилкомхоз» и за отдельную плату заказать спецтехнику, напомнил директор.
«Неплатежи за коммунальные услуги – это действительно проблема»
Прокомментировать создавшуюся ситуацию мы попросили заместителя генерального директора государственного объединения жилищно-коммунального хозяйства Могилевской области Юлию Вилигурову.
Юлия Юрьевна пояснила: неплатежи части потребителей за коммунальные услуги – это действительно проблема, характерная для многих предприятий сферы ЖКХ, так как последние на самоокупаемости:
– Люди не платят, а вывозить мусор предприятия обязаны.
По ее словам, выход здесь один: самому предприятию нужно активнее работать с должниками.
– Дебиторская задолженность есть на любом предприятии, но когда услуги оказываются населению, эту задолженность взыскать тяжелее всего, – говорит Александр Шостак, директор бобруйского ОАО «Спецавтопредприятие».
Бобруйчане, например, с этой целью обращаются к нотариусам для совершения исполнительной надписи, обязывающей погасить задолженность (последняя имеет такую же силу, как и решение суда). При этом, отметил А. Шостак, даже если кредитор, что называется, выиграл все суды, не всегда удается взыскать с потребителя задолженность. По той причине, что человек ведет асоциальный образ жизни, нигде не работает, не имеет имущества.