В семье у многодетной мамы Оксаны Городецкой принято так: если сыну нужны деньги, то его сначала попросят пропылесосить, а потом дадут 2 рубля, а если дочь в течение недели помогает маме ухаживать за младшим братиком, ей дадут 5 рублей.
У Оксаны трое детей. «Карманных» денег пока нет только у младшего двухлетнего сына. Средний, 7-летний Игнат, распоряжается ими уже с шести лет, 10-летняя дочь Мила – с восьми.
Оксана считает, что дети с малолетства должны учиться финансовой грамоте. Хотя и признается: поначалу трудности возникали. Например, дочка могла потратить всю сумму сразу, приходилось вести с ней воспитательные беседы. С сыном, по словам мамы, было проще – мальчик больше откладывал, чем тратил. Но оба ребенка и сейчас периодически «срываются» и тратят деньги на что-нибудь бесполезное, например, «запрещенные» сладости.
Родители: деньги – это соблазн
А вот Светлана, мама ученика четвертого класса гимназии №3, денег своему 10-летнему сыну не дает, поскольку считает, что они ему пока не нужны:
– Давать ему деньги на булочки в школе смысла нет, потому что утром он плотно завтракает кашей и чаем, а после второго урока у них бесплатный завтрак. Потом приходит домой, обедает и идет в спортивную школу. После тренировки ему нужно только попить воды. Приходит домой и ужинает, а за несколько часов до сна ест творог. Если захочет конфетку, шоколадку, печенье, то это всегда есть дома. А если его кто-то угостил, и он хочет угостить в ответ, то сын мне об этом говорит, и мы идем и покупаем.
Четвероклассник может сходить в магазин за продуктами, но всегда приносит чек и сдачу. А если ему дарят деньги на день рождения, то покупки, которые в этом случае хотел бы сделать ребенок, обсуждают все вместе, и если родители против, они стараются найти слова и убедить сына в том, что покупать не надо. А вот когда покупали мебель в детскую, вспоминает мама, то попросили сына немного в этой покупке поучаствовать.
«Деньги – это большой соблазн, тем более, когда еще нет понятия, что фастфуд лучше не покупать, а сигареты лучше не пробовать», – считает и Татьяна Костко, мама двух сыновей.
По ее словам, если дети объясняют, на что им нужны деньги, например, на мороженое или пачку семечек, или сходить в кино, на день рождения, то деньги даются, и куда они будут потрачены – не контролируется. При этом Татьяна прекрасно понимает, что часть карманных денег может быть потрачена и в ларьке. А вот поощрять деньгами высокие оценки Татьяна не считает правильным:
– Мое мнение, оценка – это уже вознаграждение за успеваемость. За девятку, десятку я могу их поцеловать, обнять, чтобы выразить свои эмоции.
По словам женщины, они с мужем стараются объяснять сыновьям, что от учебы зависит в дальнейшем их карьера и доход. И это дает плоды.
Младший сын Татьяны Костко, 12-летний Даниил – семиклассник школы №16. Старший, 19-летний Артем, учится в Военной академии на втором курсе.
– Я им очень горжусь, – говорит мама. – В Военной академии у него хорошее материальное довольствие. С этих денег он содержит себя сам, а также откладывает на будущее.
Почему некоторые дети начинают воровать деньги
«Деньги – это зло, с которым надо уметь обращаться», – считает бывший директор школы №10 Галина Михеева, педагог с 42-летним стажем, сегодня – воспитатель в общежитии автотранспортного колледжа.
– Родители могут поступать двумя способами: 1. Я даю тебе деньги, и я контролирую, как ты ими распоряжаешься. 2. Я даю тебе деньги, но я ничего не контролирую. Второй подход может привести к плачевным результатам: сегодня он бесконтрольно поел чипсы, завтра купил сигареты, а послезавтра – спиртные напитки, – считает Галина Васильевна. – Деньги лучше давать, но одновременно учить ими распоряжаться, объяснять, как их можно «нарастить». В то же время ребенку надо объяснять, почему сегодня он не может потратить деньги на что-то, даже если другие себе это покупают. Если избегать таких объяснений, ребенок может начать воровать деньги.
– Был такой случай: одна мама очень гордилась, что сын, учащийся, сам себя обеспечивает и даже помогает ей, а потом выяснилось, что он распространял наркотики, – приводит Галина Васильевна пример из жизни. – В итоге молодой человек был осужден на десять лет.
Совет психолога: давайте деньги правильно
Психолог Мария Капустина своему ребенку выделяет небольшие «средства» со второго класса. Карманные деньги учат детей финансовой грамотности, считает она: ребенок начинает соотносить цену и имеющиеся средства, формирует понятие бюджета.
Вот ее советы родителям:
- Какую сумму и как часто вы готовы давать – оговорите с ребенком заранее. После этого придерживайтесь договоренностей: ребенок таким образом научится планировать свои траты. Начнет обдумывать: «спустить» ему все деньги на жвачки или купить бутерброд, потому что голоден.
- Детям младшего школьного возраста деньги стоит выдавать чаще – каждый день, т.к. они еще не умеют строить долгосрочных планов. Подростки же могут планировать свои расходы на месяц вперед.
- Нельзя лишать ребенка денег на карманные расходы из-за его проступков. Также нельзя взамен требовать делать что-то по дому или хорошо учиться. Это может привести к тому, что ребенок будет врать и изворачиваться, чтобы получить деньги.
- Не контролируйте расходы ребенка жестко, иначе он будет не учиться сам вести свой бюджет, а будет исполнять указания взрослых. Даже если ребенок хочет на свои деньги купить что-то дорогое и «ненужное», то советы родителей должны носить только рекомендательный характер.