С 1 июля 2017 года вступили в силу поправки в Законы Республики Беларусь «О средствах массовой информации» и «Об издательском деле в Республике Беларусь» по вопросам защиты детей от информации, которая может причинить вред их здоровью и развитию. Согласно этим поправкам, на всей выпускаемой печатной продукции должен проставляться знак возрастной категории.
Всего выделили пять категорий: «0+», «6+», «12+», «16+», «18+». Согласно документу, причинить вред здоровью и развитию детей способна информация, которая вызывает желание употреблять алкоголь, побуждает к совершению преступления, положительно оценивает преступление, изображает дискредитацию по различным признакам, побуждает к нанесению телесных повреждений или самоубийству, содержит порнографические материалы.
Смысл такой маркировки в том, чтобы предупредить родителей или других взрослых, о том, какая информация содержится в печатном продукте и какую опасность она может нести для ребенка. При этом ответственность за защиту детей лежит на плечах взрослых, ведь родители могут разрешить своему ребенку читать любую литературу.
В прошлом месяце минский блогер Михаил Сергеенко столкнулся в столичной библиотеке с тем, что несовершеннолетней девушке не выдали книгу Стивена Кинга. Об этом он написал в своем Facebook.
Бобруйская практика
Корреспондент «ВБ» вместе с пятнадцатилетним Кириллом Сабадашем, который учится в Бобруйском торгово-экономическом колледже, попробовали взять в бобруйских библиотеках книги с содержанием, подпадающим под категории травмирующей информации.
Городская библиотека имени Пушкина
Здесь Кирилл попробовал взять книгу «Американский психопат». В ней речь идет о богатом американце, который сам провозгласил себя серийным убийцей и маньяком, книга изобилует сценами убийств и жестокости. Библиотекарь книгу Кириллу не дала, мотивировав это жестоким содержанием, а Набоковскую «Лолиту», в которой повествуется о влечении взрослого мужчины к юным девочкам, взять получилось.
Заведующая Ольга Залесская рассказала, что библиотекари нечасто попадают в ситуации, когда подростки просят книгу не по возрасту:
– Обычно к нам приходят школьники со списком, который дал им учитель. В такой ситуации библиотекарь может быть уверен в том, что эти книги будут соответствовать возрасту ребенка.
По словам Ольги Евгеньевны, возрастной ценз стоит только на тех книгах, которые были выпущены после принятия поправок в 2017 году, и то не на всех.
– Ставить или не ставить отметку о возрасте – это решение издателя, а не наше, – продолжает Ольга Евгеньевна. – Но мы, конечно, можем предупредить подростка о том, что книга ему не совсем подходит по возрасту, или вовсе не дать что-нибудь с очень провокационным содержанием. Такие книги дети могут читать только с позволения родителей.
В Центральной городской библиотеке имени Горького рассказы Стивена Кинга, американского писателя в жанре ужасов, взять получилось легко.
Заведующая отделом обслуживания Валентина Никитина рассказала о том, почему проставлять возрастной ценз необходимо:
– Библиотекарь физически не может прочитать каждую книгу в библиотеке, поэтому, когда возрастная категория обозначена на издании, работать значительно легче. Мы обычно не даем подросткам ужасы, эротику, любовные романы для взрослых.
В этой библиотеке тоже очень мало новых книг с проставленной категорией, в основном «16+» стоит на любовных романах. Стивена Кинга подросток может взять, поскольку это, по словам Валентины Васильевны, «классика жанра».
В городской библиотеке имени Микулича библиотекари тоже готовы дать книги Кинга, но ставят ограничения на эротику.
В целом в городских библиотеках пока очень мало книг с проставленной категорией: это должен делать издатель, библиотекарей заниматься этим не обязуют. Они по-прежнему выдают книги по своему усмотрению.
Почти все библиотекари отметили, что подростки в своих предпочтениях редко выходят за рамки школьной программы, дополнительно читают разве что фэнтези. Но вот взять одну из самых популярных сейчас книг в этом жанре – из серии «Песнь льда и пламени» Джорджа Мартина, по мотивам которой снят сериал «Игра престолов» – не получилось. Не потому, что серия переполнена сценами эротики и жестокости (хотя она переполнена), а потому, что в библиотеках этих книг попросту не оказалось.