Павел Снитко начал путешествовать на велосипеде с 2010 года. Первоначально выбрал маршрут по городам Беларуси, а потом был Крым, Норвегия, Вьетнам, Исландия. По словам Павла, в путешествии на велосипеде многие моменты в пути сильно упрощаются, не нужно постоянно искать транспорт, есть возможность проехать по самым красивым и нетронутым местам.
– Сложить два колеса и сесть в автобус, самолет или поезд, как обычный пассажир, нетрудно. Весь багаж можно везти в велорюкзаке на багажнике, а не тащить в руках или на спине.
В Исландии (в переводе – «ледяная страна») проживает более 337 тысяч человек. Общая площадь страны – 103 тыс. кв. км, из которых 11,8 тыс. кв. км покрыто ледниками (11,5 процентов всей территории). Остров также славится своими вулканами и гейзерами. Поэтому Исландию называют страной льда и огня.
К путешествию в Исландию Павла подтолкнуло желание увидеть что-то уникальное. А в масштабах планеты Исландия от Беларуси довольно близко, так что сомневался Павел недолго. К тому же получилось так, что обстоятельства подстроились под его желание: увольнение с работы освободило время для поездки.
7 июня в социальной сети Павел Снитко опубликовал сообщение, что собирает команду до пяти человек для путешествия по Исландии. По его словам, раньше в такие серьезные поездки он готовился год, но приобретенный опыт позволил собраться за два месяца. Билеты Павел покупал сам, а чтобы вышло дешевле, постоянно отслеживал их стоимость в Интернете и ждал скидок. Как раз когда он определился с датами, вскоре объявили акцию, и благодаря этому Павел смог купить билеты туда-обратно за 150 евро, тогда как без акции летом они стоят 150-400 евро в одну сторону.
Правда, из пяти желающих поехать купить билеты так спонтанно смог, кроме самого Павла, только один его знакомый из Минска. Так они и отправились в путешествие вдвоем.
Вылетев из Вильнюса, уже через три с половиной часа Павел сошел по трапу в международном аэропорту Кеблавик.
«Исландцы думают, что нахождение постороннего на их земле – это личное оскорбление»
Первое, что бросилось путешественнику в глаза и огорчало его во всю поездку, – это отношение исландцев к собственности.
– Самое неприятное – это тотальная «замороченность» местных жителей на частной собственности. Вдоль всех дорог стоят заборы и заборчики. По правилам по ним нельзя ходить, ставить палатки. Неважно, что это простое поле с травой или безжизненная земля, важно, что исландцы думают, что нахождение постороннего на ней – это личное оскорбление для них.
Поэтому на протяжении всего путешествия ежедневной основной трудностью для Павла было найти место для ночлега и приготовить еду. Хотя, по его словам, в других городах мира никто не обращал внимания на то, что туристы готовят на газовой горелке или даже разводят небольшой костер.
– Мне показалось, что в Исландии мы затронули этим какие-то традиции поведения местных. Поэтому в городе Акюрейри нам негативно сигналили авто, а потом вообще вышла из дома бабушка, которая стала нас фотографировать и говорить, как плохо мы поступаем, что готовим на улице города.
Из-за таких местных обычаев, говорит Павел, ребятам приходилось немного «партизанить» и ставить палатку так, чтобы ее никто не заметил с дороги.
«Оказалось, что между теми красивыми местами, которые мы часто видим в Интернете, на самом деле сотни километров фермерских полей с лошадьми, коровами и овцами. Исландия как бы говорит нам: «Путешествуйте по мне на авто». А ездить по Исландии на велосипеде – это вызов самому себе, проверка характера на прочность и моральную устойчивость. Но, как всегда бывает, когда приедешь домой, в памяти надолго останутся только самые лучшие моменты».
Павла также неприятно удивили цены. По его словам, килограмм курятины в исландских магазинах стоит 5,5 евро, свинины – от 25 до 150 евро, а вот цены на кофе или чипсы не отличаются от белорусских. По местному прайсу разовое посещение туалета или душа обойдется от 2 до 6 евро. Чтобы снизить расходы, путешественники готовили сами, но и это вышло накладно. Павел подсчитал, что именно еда стала основной расходной статьей: на нее ушло 200 евро, тогда как в целом на все поездку он потратил 450 евро.
«Про Беларусь почти никто не знает»
За время поездки путешественники побывали в самых крупных городах Исландии: Рейкьявике, Акюрейри, Эйильсстадире и еще в десятке других городов. Каждый день проезжали на велосипедах от 30 до 120 километров.
«Больше всего в Исландии мне не хватало хороших теплых перчаток», – отметил Павел.
В Исландии белорусские путешественники общались на английском языке. Но один раз, в самом конце поездки, в труднодоступном центральном регионе встретили белорусов. Так и просидели весь вечер вместе в кемпинге. По словам Павла, из тех, с кем они знакомились, только единицы знали про Беларусь, а из всех встречных наиболее эрудированными были немцы.
«Сейчас стараюсь посетить те места, куда в старости вряд ли поеду»
На ближайшее время у Павла крупных поездок не запланировано. В октябре молодой человек собирается съездить по северным регионам Беларуси, на Лепельские озера.
А вот в перспективе бобруйчанин хочет увидеть Камчатку, Австралию, пару месяцев покататься на велосипеде по США. В глобальных планах у него также двухлетнее кругосветное путешествие. Сегодня Павел работает удаленно через Интернет, и свободный график позволяет жить так, как хочется.
– Сейчас стараюсь посетить те места, куда в старости вряд ли поеду. А очередность зависит от цен и скидок на билеты.
По словам Павла Снитко, поездки позволяют изучить, как живут люди в других местах, оторваться от повседневных проблем и почувствовать жизнь. А еще взять лучшее из других стран, чтобы когда-нибудь реализовать у себя на родине.
Советы от Павла Снитко для велопутешественников
1.
К таким поездкам, как в Исландию, надо готовиться физически. По словам бобруйчанина, он как-то специально не готовится, потому что постоянно занимается спортом.
2.
Если дневной километраж более 50 километров, нужно полностью исключить ношение рюкзака за спиной, а размещать все только на велобагажнике.
3.
Перед серьезной поездкой стоит проверить хотя бы в походе выходного дня всю подготовленную экипировку, чтобы не застать форс-мажор за границей.