«Хочу лучшего для своего ребенка». Бобруйчанка учит сына дома сама

5955
Ирина ХАМРЕНКО-УШАКОВА.
Cын Натальи Халанской, восьмилетний Рома 1 сентября не пойдет в школу. Владелица бобруйского тайм-клуба «13:87» перевела ребенка на домашнее обучение и рассказала «ВБ» о том, какие плюсы и минусы видит в таком подходе.

Наталья Халанская, владелица тайм-клуба «13:87». Фото из архива «ВБ» Наталья Халанская, владелица тайм-клуба «13:87». Фото из архива «ВБ»

– Для своего ребенка я хотела более свободного подхода к получению знаний, – говорит Наталья Халанская. – Рома очень любит и хочет учиться, и я боялась убить в нем это желание. Кроме того, когда мы отдаем ребенка в школу, мы снимаем с себя ответственность за его образование: «Я вам его отдал, вы должны научить». Я с таким подходом не согласна.

Сегодня предпринимательница, которая имеет дипломы журналиста и маркетолога, учит сына самостоятельно, а когда ребенок гостит в Минске у папы, то уроки проводит отец – тоже журналист.

Индивидуальный план обучения – обучение ребенка вне школы по плану, утвержденному педагогом, и общей школьной программе, с контролем знаний и аттестацией в школе. Учить его могут родители, репетиторы и т. д.
Домашнее обучение – обучение ребенка на дому по состоянию здоровья (уроки дома проводят школьные преподаватели, программа стандартная).

– Кто-то учит детей так, потому что в семье неформальный уклад жизни, кто-то по религиозным соображениям, из-за особенностей питания, здоровья, места проживания. Некоторых в принципе не устраивает школьная программа и методики. Мне же больше всего не нравится в нашей школе стандартный, неиндивидуальный подход к детям.

Еще одна проблема в непрестижности работы учителем. Из-за этого в педуниверситеты очень низкий проходной балл, и вряд ли мы можем многого требовать от их выпускников. Но я ведь хочу лучшего для своего ребенка! И если я не могу потребовать большего от школы, то я буду учить его сама.

Для организации учебы сына Наталья выбрала школу № 26, которую когда-то закончила.

– Администрация предложила в первый год все же попробовать походить в школу. Так и поступили. В итоге мы все-таки не отучились полностью первый класс, потому что много путешествовали и болели.

Как начать

Со второго класса сын Натальи уже был оформлен на индивидуальный план обучения.

– Мы написали заявление: «Прошу перевести моего ребенка в такой-то класс на обучение по индивидуальному плану в соответствии со статьями 158 и 167 Кодекса Республики Беларусь об Образовании…». Указали причины: необходимость выезжать на оздоровление несколько раз в год из-за слабого здоровья, а также то, что отец моего сына проживает в Минске, и Рома посещает его ежемесячно по 1-2 недели.

Приложили справку из ЖЭУ отца ребенка и справку от нашего врача, который подтвердил, что ребенок болеет и ему лучше периодически выезжать на оздоровление.

Наталья Халанская и отец Ромы на дне рождения сына. Фото предоставлено героиней материала. Наталья Халанская и отец Ромы на дне рождения сына. Фото предоставлено героиней материала.

Как учиться

– На каждую четверть учитель готовит нам учебный план по каждому предмету, в котором написано, какие темы ребенок должен пройти. Мы берем комплект учебников, покупаем пособия.

В начале четверти мы приходим в школу и неделю учимся вместе с классом, потому что в это время рассказывают технические моменты: оформление тетрадей, отступы и т. д. Когда ребенок сдает тесты, он должен все это знать. В конце четверти мы также идем в школу, чтобы не сдавать контрольные один на один с учителем, а делать это вместе со всеми.

В остальное время учимся дома. Новые темы я ребенку объясняю сама.

С отцом ребенка мы распределили обязанности по предметам. Пока мы учим Рому сами, только однажды, когда было совсем трудно со временем, нанимали учителя.

Мы много читаем на русском и белорусском языках. Я считаю, что это очень важно для обучения: чтение развивает воображение, помогает ребенку выстраивать грамотную речь.

При такой учебе важен режим дня, уверена мама.

– У нас день организован. Встаем около восьми утра, Рома завтракает и приступает к учебе. Я в это время работаю дома, – рассказывает Наталья. – Сын выполняет задания, которые у него на сегодня есть. В один день Рома может сделать больше математики, в другой – заняться белорусским. И так до 12 часов, а затем, после обеда, начинаются кружки, секции, другие занятия.

Наталья Халанская учит сына Рому сама. Фото предоставлено героиней материала. Наталья Халанская учит сына Рому сама. Фото предоставлено героиней материала.

Подводные камни

Несмотря на то, что своим решением учить сына дома Наталья пока полностью довольна, она признается: вначале все же боялась, что ребенок не социализируется, не научится отношениям в детском коллективе.

– Но сейчас я вижу, что сын прекрасно общается с детьми во дворе, среди которых большинство – его одноклассники. Кроме того, пару недель в четверти он все же находится в школе, среди детей. Я сначала боялась, что сына не примут в коллективе. Но так вышло, что он много путешествует, а потом с удовольствием об этом рассказывает, и для детей он интересен, они дружат.

Переживает мама и за системность знаний сына.

– Я понимаю, что сейчас ребенок получает базовые знания, формирует «фундамент». Это вызов лично мне – насколько системно я смогу давать ему эти знания, чтобы ничего не упустить. Например, уже в третьем классе программа – я ее изучила наперед – существенно усложняется.

По словам Натальи, она не исключает, что в более старших классах ей будет сложно самой учить сына, и тогда ему придется вернуться в школу.

– Но пока что мы справляемся хорошо. А дальше будет видно. Людей, которые выбирают семейное обучение, становится все больше, есть опыт, который я могу изучить, и от этого мне спокойнее.

Наталья с сыном на вечере уличной музыки в Бобруйске, 2017 год. Фото из Наталья с сыном на вечере уличной музыки в Бобруйске, 2017 год. Фото из соцсетей.


Совет психолога

Заведующая Бобруйским межрайонным психоневрологическим диспансером, психолог-психиатр Елена Хорашавка:

– В таком возрасте ребенок еще учится общению как таковому, в общении раскрываются его качества, как положительные, так и отрицательные. Если общение будет ограничено, то и становление личности будет происходить по иным законам, могут быть проблемы с коммуникацией в будущем.

Конечно, тут многое зависит от характера ребенка и его склонностей, от самих родителей. Важно и то, какие отношения у ребенка складываются в детском коллективе. Для кого-то такой переменный режим обучения может стать стрессом. Даже взрослый человек, когда возвращается в коллектив после месячного отпуска, нервничает и проходит какую-то адаптацию. То же самое и с ребенком.

Я бы советовала родителям, обучающим детей дома, следить, чтобы у ребенка не было дефицита общения: подобрать какие-то кружки и дополнительные занятия по интересам, обеспечить общение со сверстниками в свободное время, самим разговаривать с ним как можно больше. Полезно будет завести питомца.