Бобруйчанин, рисовавший «Добрыню Никитича»: «Родители должны знать, что смотрят дети»

4185
Елена САДОВСКАЯ. Фото Александра ЧУГУЕВА.
Бобруйчанин Андрей Калантай участвовал в создании таких мультфильмов, как «Добрыня Никитич», «Лунтик» и «Сказ про Фетота-стрельца». Он руководит студией мультипликации, создал необычную раскраску для детей и мечтает открыть в Бобруйске «Диснейленд».

Бобруйский художник-аниматор Андрей Калантай руководит студией анимации «Кентавр» в техническом отделе Центра творчества Бобруйский художник-аниматор Андрей Калантай руководит студией анимации «Кентавр» в техническом отделе Центра творчества детей и молодежи.

«Чтобы рисовать анимационных героев, важно позволять себе быть непосредственным и любознательным, как в детстве. Разрешать себе задорно подпрыгнуть, пустить кораблик по речке или в луже, прокричать: «Э-ге-гей!», – так определяет суть того, чем занимается, 38-летний бобруйский художник-аниматор Андрей Калантай.

С 2016 года Андрей руководит студией анимации «Кентавр» в техническом отделе Центра творчества детей и молодежи, где преподает основы мультипликации. А до этого успел поработать на студии анимационного кино «Мельница» в Санкт-Петербурге, студии «Wizart» в Москве. Приложил руку к созданию героев мультфильмов «Добрыня Никитич», «Сказ про Фетота-стрельца», анимационных сериалов «Лунтик», «Йоко». В мультфильме «Три богатыря и шамаханская царица» создавал монстров, а в мультсериале «Домовенок Плюх» участвовал как сценарист.

Все начинается в детстве

– В моем детстве была такая программа на ТВ – «Мультиклуб», – рассказывает Андрей. – Она мне очень нравилась, там подробно показывали и рассказывали, как рождается анимация.

После школы будущий художник-аниматор отучился на резчика по дереву в 15-м училище. Затем поступил на педагога-психолога в Могилевский университет им. А. Кулешова и понемногу рисовал для себя. Эти рисунки увидела преподаватель и рассказала молодому человеку, что набираются желающие на курсы анимации в Белорусской академии искусств. Андрей прошел и эти курсы, и в Питере, где в итоге остался работать на 6 лет. Потом была работа в анимации в Москве, в Минске...
Домой в Бобруйск Андрей вернулся по семейным обстоятельствам. Сейчас преподает основы мультипликации детям в техническом отделе Центра творчества детей и молодежи.

– Если у ребенка талант, то ему надо помочь его раскрыть, подсказать, куда пойти учиться дальше, – считает Андрей. – В моем детстве такой возможности не было.

Андрей Калантай руководит студией анимации «Кентавр». Андрей Калантай руководит студией анимации «Кентавр».

Как придумываются мультики?

Никогда не знаешь, где встретишь будущего героя – может, во время прогулки на улице, улыбается Андрей.

Чтобы придумать персонаж, иногда надо сделать несколько эскизов, переработать их, а ведь бывает и так, что нет вдохновения.

А еще мультипликатор должен уметь рисовать так, чтобы герой получился естественным.

Рисунки мультипликатора Андрея Калантая. Рисунки мультипликатора Андрея Калантая.

– Стоишь вот так перед зеркалом и отыгрываешь – движение, мимику, и только потом переносишь в анимацию. Здесь, конечно, на высоте студия «Дисней», – говорит Андрей.

Поэтому на занятиях Калантай часто играет с детьми в игру-пантомиму «Крокодил», в которой отрабатываются различные движения.

Своими главными учителями в мультипликации Андрей Калантай считает белорусского режиссера-мультипликатора Ирину Кодюкову и российских сценаристов Владимира Торопчина и Константина Бронзита.

Рисунки мультипликатора Андрея Калантая. Рисунки мультипликатора Андрея Калантая.

О заработке и новых проектах

– Скажу словами одного классного прорисовщика, который работал над мультфильмом «Астерикс и Обеликс», к сожалению, фамилию его не помню: «В анимации работают фанаты и пенсионеры», – улыбается Андрей. – Конечно, все зависит от проекта и продюсера. Самый большой свой гонорар я получил за «Федота».

Потому и мечты, что, отучившись на мультипликатора, создаст в Бобруйске свой «Диснейленд», пока остаются мечтами…

В конце 2017 года Андрей сделал собственную раскраску для всей семьи. На все работы – от задумки до реализации – ушел месяц. Правда, семейная раскраска пока только в одном экземпляре, который он распечатал в типографии. Чтобы ее издать, нужны спонсоры.

В студии анимации «Кентавр». В студии анимации «Кентавр».

– Раскраска необычная, в ней есть сюжет и задачи, которые должен выполнять ребенок. Персонажи дают детям задания: придумать имя, найти конфетку.

По словам Андрея, на раскраске не просто так стоит надпись «для всей семьи».

– Работа, деньги… Но время на детей находить нужно обязательно, – считает он. – Это важно для нормального развития ребенка. Родители должны знать, что смотрят и делают дети, и должны в этом участвовать.

Мультипликатор планирует выпустить еще одну раскраску-полукомикс, где главным героем станет кузнечик, который будет рассказывать о насекомых. А также найти продюсера и выпустить два мультфильма: «Полет» – о юношеской любви мечтателя и «Там, где нас ждут» – история мальчика, который попадает в волшебный лес.

Рисует ученица Андрея Калантая. Рисует ученица Андрея Калантая.

Что смотреть детям? Совет мультипликатора

– Ходили с двоюродной сестрой в кинотеатр на анимационный фильм «Как приручить дракона». Я впервые увидел, чтобы люди в зале так сопереживали героям, а в конце встали и аплодировали, – рассказывает Андрей.

Художник-аниматор рекомендует родителям отслеживать возрастной рейтинг мультфильма, ведь, например, та же «Масяня» – далеко не детский мультфильм, по его мнению.

Что советует посмотреть Андрей:

  • дошколятам – «Фиксики», «Маша и медведь», «Смешарики», «Лунтик»;
  • детям постарше – «Как приручить дракона», «Головоломка», «Зверополис», «Суперсемейка»-1 и 2, «Урфин Джюс и деревянные солдаты», «Волки и овцы», «Снежная королева», «Иван-Царевич».

Любимые мультфильмы Андрея Калантая: «Тайна третьей планеты», «Приключения капитана Врунгеля», «О чебурашке» Романа Качанова, «Время приключений», «Холодное сердце», а также работы японского режиссера-аниматора Хаяо Миядзаки.

В студии анимации «Кентавр». В студии анимации «Кентавр».

Как попасть в студию

Технический отдел Центра творчества детей и молодежи: ул. Советская, 45, тел. 70-98-26, 70-95-72, (8-044) 575-90-15 зав. отделом Кизатова Татьяна Александровна). На «Основы мультипликации» принимают детей в возрасте от 8 и до 14 лет.

– Можно было бы учить и детей более старшего возраста, но ребята постарше уже хотят работать на компьютерах, а их у нас пока нет, – объясняет преподаватель Андрей Калантай.

Рисунки учеников Андрея Калантая. Рисунки учеников Андрея Калантая.

В студии анимации «Кентавр». В студии анимации «Кентавр».

Рисунки мультипликатора Андрея Калантая. Рисунки мультипликатора Андрея Калантая.

Рисунки мультипликатора Андрея Калантая. Рисунки мультипликатора Андрея Калантая.

В студии анимации «Кентавр». В студии анимации «Кентавр».