«Чтобы рисовать анимационных героев, важно позволять себе быть непосредственным и любознательным, как в детстве. Разрешать себе задорно подпрыгнуть, пустить кораблик по речке или в луже, прокричать: «Э-ге-гей!», – так определяет суть того, чем занимается, 38-летний бобруйский художник-аниматор Андрей Калантай.
С 2016 года Андрей руководит студией анимации «Кентавр» в техническом отделе Центра творчества детей и молодежи, где преподает основы мультипликации. А до этого успел поработать на студии анимационного кино «Мельница» в Санкт-Петербурге, студии «Wizart» в Москве. Приложил руку к созданию героев мультфильмов «Добрыня Никитич», «Сказ про Фетота-стрельца», анимационных сериалов «Лунтик», «Йоко». В мультфильме «Три богатыря и шамаханская царица» создавал монстров, а в мультсериале «Домовенок Плюх» участвовал как сценарист.
Все начинается в детстве
– В моем детстве была такая программа на ТВ – «Мультиклуб», – рассказывает Андрей. – Она мне очень нравилась, там подробно показывали и рассказывали, как рождается анимация.
После школы будущий художник-аниматор отучился на резчика по дереву в 15-м училище. Затем поступил на педагога-психолога в Могилевский университет им. А. Кулешова и понемногу рисовал для себя. Эти рисунки увидела преподаватель и рассказала молодому человеку, что набираются желающие на курсы анимации в Белорусской академии искусств. Андрей прошел и эти курсы, и в Питере, где в итоге остался работать на 6 лет. Потом была работа в анимации в Москве, в Минске...
Домой в Бобруйск Андрей вернулся по семейным обстоятельствам. Сейчас преподает основы мультипликации детям в техническом отделе Центра творчества детей и молодежи.
– Если у ребенка талант, то ему надо помочь его раскрыть, подсказать, куда пойти учиться дальше, – считает Андрей. – В моем детстве такой возможности не было.
Андрей Калантай руководит студией анимации «Кентавр».
Как придумываются мультики?
Никогда не знаешь, где встретишь будущего героя – может, во время прогулки на улице, улыбается Андрей.
Чтобы придумать персонаж, иногда надо сделать несколько эскизов, переработать их, а ведь бывает и так, что нет вдохновения.
А еще мультипликатор должен уметь рисовать так, чтобы герой получился естественным.
Рисунки мультипликатора Андрея Калантая.
– Стоишь вот так перед зеркалом и отыгрываешь – движение, мимику, и только потом переносишь в анимацию. Здесь, конечно, на высоте студия «Дисней», – говорит Андрей.
Поэтому на занятиях Калантай часто играет с детьми в игру-пантомиму «Крокодил», в которой отрабатываются различные движения.
Своими главными учителями в мультипликации Андрей Калантай считает белорусского режиссера-мультипликатора Ирину Кодюкову и российских сценаристов Владимира Торопчина и Константина Бронзита.
Рисунки мультипликатора Андрея Калантая.
О заработке и новых проектах
– Скажу словами одного классного прорисовщика, который работал над мультфильмом «Астерикс и Обеликс», к сожалению, фамилию его не помню: «В анимации работают фанаты и пенсионеры», – улыбается Андрей. – Конечно, все зависит от проекта и продюсера. Самый большой свой гонорар я получил за «Федота».
Потому и мечты, что, отучившись на мультипликатора, создаст в Бобруйске свой «Диснейленд», пока остаются мечтами…
В конце 2017 года Андрей сделал собственную раскраску для всей семьи. На все работы – от задумки до реализации – ушел месяц. Правда, семейная раскраска пока только в одном экземпляре, который он распечатал в типографии. Чтобы ее издать, нужны спонсоры.
– Раскраска необычная, в ней есть сюжет и задачи, которые должен выполнять ребенок. Персонажи дают детям задания: придумать имя, найти конфетку.
По словам Андрея, на раскраске не просто так стоит надпись «для всей семьи».
– Работа, деньги… Но время на детей находить нужно обязательно, – считает он. – Это важно для нормального развития ребенка. Родители должны знать, что смотрят и делают дети, и должны в этом участвовать.
Мультипликатор планирует выпустить еще одну раскраску-полукомикс, где главным героем станет кузнечик, который будет рассказывать о насекомых. А также найти продюсера и выпустить два мультфильма: «Полет» – о юношеской любви мечтателя и «Там, где нас ждут» – история мальчика, который попадает в волшебный лес.
Рисует ученица Андрея Калантая.
Что смотреть детям? Совет мультипликатора
– Ходили с двоюродной сестрой в кинотеатр на анимационный фильм «Как приручить дракона». Я впервые увидел, чтобы люди в зале так сопереживали героям, а в конце встали и аплодировали, – рассказывает Андрей.
Художник-аниматор рекомендует родителям отслеживать возрастной рейтинг мультфильма, ведь, например, та же «Масяня» – далеко не детский мультфильм, по его мнению.
Что советует посмотреть Андрей:
- дошколятам – «Фиксики», «Маша и медведь», «Смешарики», «Лунтик»;
- детям постарше – «Как приручить дракона», «Головоломка», «Зверополис», «Суперсемейка»-1 и 2, «Урфин Джюс и деревянные солдаты», «Волки и овцы», «Снежная королева», «Иван-Царевич».
Любимые мультфильмы Андрея Калантая: «Тайна третьей планеты», «Приключения капитана Врунгеля», «О чебурашке» Романа Качанова, «Время приключений», «Холодное сердце», а также работы японского режиссера-аниматора Хаяо Миядзаки.
Как попасть в студию Технический отдел Центра творчества детей и молодежи: ул. Советская, 45, тел. 70-98-26, 70-95-72, (8-044) 575-90-15 зав. отделом Кизатова Татьяна Александровна). На «Основы мультипликации» принимают детей в возрасте от 8 и до 14 лет. – Можно было бы учить и детей более старшего возраста, но ребята постарше уже хотят работать на компьютерах, а их у нас пока нет, – объясняет преподаватель Андрей Калантай. |
Рисунки учеников Андрея Калантая.
Рисунки мультипликатора Андрея Калантая.