Напомним, 20 июля в доме №31 на улице Лынькова произошло двойное убийство. Накануне 26-летняя Кристина и 27-летняя Олеся в кафе «Престиж» познакомились с 36-летним мужчиной и поехали к нему домой, где позже он одну из них зарезал, вторую забил молотком.
Кристина, 26 лет, жертва убийства. Фото из соцсети.
К сообщению об этой трагедии на нашем сайте стали приходить комментарии – как с соболезнованиями в адрес родных погибших, так и с негативной оценкой их поведения. Из этических соображений мы не стали тогда публиковать последние. Сейчас же, в этой статье, приведем некоторые, самые корректные, высказывания, так как они напрямую касаются нашей темы: «А мозги должны были быть у этих девушек, чтобы вести праведный образ жизни и не поддаваться соблазнам, которые могут привести к трагедии. Стопроцентная вина на них за свое поведение, имевшее следствием это преступление»; «А какого черта эти девушки с пониженной социальной ответственностью поперлись на хату к какому-то типу после попойки в местной забегаловке, а соседи должны, по-вашему, стоять на страже их безалаберной жизни и здоровья?».
Министр внутренних дел Игорь Шуневич, комментируя это убийство, сказал так:
– По своей сути это бытовое преступление, к сожалению, с тяжкими последствиями. Причиной происшествия был человеческий фактор. Есть такая наука виктимология – о поведении жертвы. Вот в этой части как раз и основные моменты преступления.
Виктимология (лат. victima – жертва, лат. logos – учение) – раздел криминологии, изучающий процесс становления жертвой преступления, наука о психологии потенциальной жертвы.
Психолог: жертвой может стать кто угодно, но некоторые становятся чаще
Правда ли, что некоторые люди, сами, возможно, того не зная, могут спровоцировать преступника? Каково оно, поведение потенциальной жертвы?
– Жертвой насильника может стать кто угодно, точно так же кто угодно может заболеть гриппом, – считает главный внештатный психолог Бобруйска и Бобруйского района Лилия Рубцова. – Тем не менее есть категория людей, которые чаще других сталкиваются с насилием в свой адрес. Их изучением и занимается наука виктимология – «учение о жертве». Есть такое понятие «виктимное поведение» – это действия и поступки человека, которые вызывают у другого желание на него напасть. Общая черта виктимных личностей – очень неустойчивое представление о собственной ценности, ощущение внутреннего бессилия. Такой человек верит в то, что он обречен на неудачи.
Черты виктимного поведения и эмоционального состояния:
- зависимость от чужих оценок,
- отсутствие индивидуальности (эту черту прививают родители, уверенные в том, что нужно жить «как все»),
- неадекватная самооценка (причем как заниженное, так и завышенное самомнение),
- боязнь грядущих неудач,
- страх общения с незнакомыми людьми.
– Лилия Валентиновна, а как с психологической точки зрения объяснить поведение тех, кто начинает обвинять и осуждать жертв – мол, сами виноваты?
Олеся, 27 лет, жертва убийства. Фото из соцсети.
– Социальный психолог Мелвин Лернер, автор гипотезы справедливого мира, объясняет это верой в то, что мир справедлив – в нем каждый получает то, что заслуживает. Согласно этой гипотезе, изнасилованные виноваты потому, что вели себя провокационно, избитые жены – что сами вызывали агрессию у своих мужей, и так далее. Такая вера позволяет нам ощущать себя в большей безопасности, дает иллюзию контроля. Это своего рода психологическая защита («нам нечего бояться, мы же ничего плохого не сделали»). Но слепо верить, что жертве досталось справедливо, значит не учитывать неконтролируемые факторы, на которые человек никак не может повлиять. Гораздо легче обвинить во всем жертву, чтобы сохранить свою веру в справедливый мир. Другими словами, если вам хочется сказать «не надо было надевать такое платье» или «сама виновата», возьмите паузу и хорошо подумайте: зачем вы собираетесь это сказать?
Следователь: в преступлении виноват преступник, а не жертва
Может ли «виктимное» поведение в какой-то мере оправдать действия преступника? Алексей Сумцов, следователь по особо важным делам Бобруйского межрайотдела, категорически не согласен.
– Каким бы ни было поведение жертвы, оно не может быть поводом для совершения преступления, – считает он.
Алексей Константинович уточняет: из его практики жертвы убийств или тяжких телесных повреждений, как правило, никак не провоцируют преступника на подобные действия. А что до изнасилований, провоцирующее поведение может иметь место примерно в 30 процентах случаев.
София Пинчук, организатор феминистического клуба. Фото из соцсети.
Согласна с этим мнением и руководитель феминистического клуба «(Не)женское дело» в Бобруйске София Пинчук.
– Обвинение жертвы насилия в том, что она сама виновата – это пережитки патриархальной культуры, – говорит она. – Учить женщин тому, что они должны быть внимательнее, не ходить одни по ночам, изучать самооборону, не разговаривать с новыми знакомыми, одеваться скромнее и опасаться всего на свете, потому что могут изнасиловать или убить – достаточно удобная позиция для того, чтобы мужчинам самим не переставать грабить, насиловать и убивать женщин и детей.
– По статистике, одна из трех женщин хоть раз в жизни подвергалась какому-то насилию со стороны мужчин, – уточняет София.
Жертвы и насилие: статистика
За первое полугодие 2018 года в УВД Бобруйска:
поступило 1 204 обращения по поводу семейного насилия,
зафиксировано 41 преступление на семейно-бытовой почве,
8 человек привлечены к ответственности за умышленное причинение другим легкого телесного повреждения, 12 – за истязание, 18 – за угрозу убийством, телесным повреждением или уничтожением имущества.
Источник: УВД
Как не стать жертвой?
Вот что советует психолог Лилия Рубцова:
– В первую очередь личная безопасность любого человека зависит от гибкости его поведения, умения моментально сориентироваться в опасной ситуации и оперативно отреагировать на нее. Под действием алкоголя (или других веществ) человек слабеет физически, умственно. Затуманивается сознание, притупляется естественный инстинкт выживания, искусственно отключается мозг и появляется показное бесстрашие. Человек в подобном состоянии – лакомый кусочек не только для подростков-хулиганов на улице, но и для убийцы.
***
Александр А., подозреваемый в убийстве двух девушек. Фото из соцсети.
Напомним, подозреваемому в совершении двойного убийства, бобруйчанину Александру А., предъявлено обвинение по п. 1, 6 ч. 2 ст. 139 («Убийство двух лиц, совершенное с особой жестокостью») УК РБ. Наказание – вплоть до смертной казни.
Мужчина вину признал полностью и дает показания следователям. Он заключен под стражу. В отношении обвиняемого будет проведена комплексная стационарная психолого-психиатрическая, сексологическая и психофизиологическая экспертиза.