«Высокий результат – это итог постоянной и систематической работы»
Константин Пукач, Заелицкая средняя школа, Глусский район.
17-летний Костя – один из 16 абитуриентов в Беларуси, который сдал два теста из трех на 100 баллов. На «сотку» молодой человек сдал математику и белорусский язык, третий тест сдавал по физике, по которому набрал 90 баллов. Вместе с баллом аттестата у Кости вышло 388 баллов из 400 возможных. Такой высокий балл был необходим, потому что Костя собирается подавать документы на специальность «Информатика и технологии программирования» в БГУИР, где в прошлом году проходной балл был 380.
Как рассказал молодой человек, такой высокий результат – это итог постоянной и систематической работы.
По всем предметам, кроме белорусского языка, говорит Костя, он приблизительно после сдачи тестов уже предполагал свои результаты.
– Ни в одном задании по математике не сомневался, поэтому и 100 баллов неожиданностью не стали.
А вот результат по белорусскому языку превзошел ожидания. По словам Кости, он знал, что будет больше 90 баллов, но на «сотку» не рассчитывал, потому что во время учебы большую склонность проявлял к точным наукам.
Но упорный труд принес 100 баллов и по гуманитарному предмету. Еще с 5-го класса молодой человек начал готовиться к сдаче ЦТ по белорусскому языку, в этом ему помогала мама, которая и была его преподавателем в школе.
– Ездил с ней с 5-го класса на олимпиады. С 9-го класса регулярно занимали призовые места на областных олимпиадах.
По математике и физике молодой человек готовился последний год с репетитором, дома решал тесты. По его словам, физика оказалась самой сложной.
– Времени на отдых оставалось минимум, не больше двух часов. Старался отвлечься за просмотром фильмов.
После всех испытаний молодой человек все время отдыхать не собирается, а планирует немного подготовиться к учебе в вузе: «Подучу английский, ведь это очень важно для программиста, а остальное время куда-нибудь само разойдется».
«Самое главное на тестировании – не волноваться и спокойно работать»
Ульяна Смирнова, гимназия №2 Бобруйска:
17-летняя Ульяна набрала 100 баллов по английскому языку. Кроме иностранного, девушка сдавала тесты по русскому языку, истории Беларуси и обществоведению. По остальным предметам Ульяна набрала 92, 86 и 82 балла соответственно. Средний балл аттестата после окончания гимназии – 9,9. Общий балл после всех испытаний составил 377 и 373 (по трем тестам, а какие именно сертификаты отдавать при поступлении, зависит от специальности). Документы Ульяна планирует подавать на факультет международных отношений БГУ. В прошлом году, чтобы поступить на специальность «Международные отношения» надо было набрать 384 балла. По словам девушки, если она увидит, что не проходит на бюджет, то будет рассматривать другие специальности или даже другой университет. Платное обучение – не вариант.
Ульяна рассказала, что к ЦТ по английскому языку начала понемногу готовиться с 10-го класса, а в 11-м классе на областной олимпиаде по языку заняла 3-е место. Своим успехам во многом обязана родной школе и своему учителю английского языка, Наталье Сондак, говорит девушка. После олимпиады она сама готовилась к ЦТ и оттачивала уже имеющиеся знания.
– Тест в этом году был адекватным. Конечно были моменты, в которых я сомневалась, не без этого. Но, как выяснилось, самое главное было не волноваться и спокойно поработать. После сдачи ЦТ я не была уверена, что наберу 100 баллов. И, сказать честно, я была приятно удивлена.
Сообщение с «этой страшной цифрой», по словам девушки, она перечитала несколько раз и только после осознала свой результат и поняла, что все труды были не напрасны.
По остальным предметам Ульяна готовилась самостоятельно, ходила на факультативы.
Выпускница рассказала, что времени на отдых было мало. Когда оно все-таки выпадало, девушка встречалась с подругами или занималась в тренажерном зале.
После подачи документов Ульяна планирует отдохнуть и провести время с семьей.
– Какое счастье, что этот сложный год окончен и скоро можно будет с чистой душой выдохнуть!
«Мне кажется, что все побережье Березины услышало меня, мои радостные визги»
Екатерина Черныш, Лицей БГУ
До 10-го класса Катя учились в бобруйской гимназии №3, а затем поступила в Лицей БГУ, где и училась последние два года. Результаты тестов у девушки: белорусский язык – 100 баллов, английский язык – 98 баллов, обществоведение – 95 баллов. Вместе с аттестатом у Екатерины получается 389 баллов. Девушка планирует поступать на международное право в БГУ и планирует, что пройдет на бюджет, где в прошлом году проходной балл был 384.
По словам девушки, углубленно белорусский язык она начала изучать после 9 класса, последний год ходила на факультатив в лицее.
– Тест по белорусскому языку был легким, – отмечает девушка.
Но сразу посте тестирования, по ее словам, она была не уверена в том, что правильно выполнила все задания. О своем стобалльном результате девушка узнала, когда отдыхала на речке.
– Мне кажется, что все побережье Березины услышало меня, мои визги, когда я увидела результат. Папа тоже очень обрадовался, потому что ждал чуть больше 80 баллов.
Как рассказала Екатерина, к тесту по «обществу» она не готовилась, потому что это был профильный предмет в лицее. По английскому языку последний год занималась с репетитором и расстроилась, когда получила 98 баллов, потому что, пройдя тест, надеялась увидеть все сто:
– Мне повезло с вариантом. Но сама виновата, допустила одну глупую ошибку.
По словам девушки, она не очень интенсивно готовилась к тестам, больше времени уделяла выпускным экзаменам в лицее, поэтому таких высоких результатов не ожидала.
После получения сертификатов Катя планирует подать документы в вуз и отдохнуть в родном городе.
«Мне кажется, что ЦТ нужно усложнять»
Ангелина Васюченко, гимназия №3 Бобруйска:
17-летняя Ангелина набрала 100 баллов по химии. Кроме нее, девушка сдавала биологию и русский, а запасным предметом – математику. По двум предметам набрала 87 и 88 баллов соответственно, по математике результат не порадовал, но был ожидаем. Как рассказала «стобалльница», к этому предмету она не готовилась.
С результатом в 371 балл девушка собирается подавать документы в БГУ на специальность «Химия лекарственных соединений».
– В прошлом году там был проходной балл 345, поэтому планирую спокойно поступить на бюджет. Другой результат не рассматриваю.
100 баллов по химии принесла любовь к этому предмету, говорит Ангелина. С 8 класса девушка участвовала в олимпиадах, в 10 классе получила диплом второй степени на заключительном этапе республиканской олимпиады по химии. И в 11 классе планировала взять диплом на «республике», который при поступлении на профильную специальность приравнивается к 100-балльному сертификату ЦТ. Но не получилось.
– После этого пришлось ускоренно готовиться к тестированию за два месяца.
Ангелина решила не рисковать и к тесту по русскому готовилась с репетитором. По словам девушки, она не гуманитарий и языки ей даются нелегко.
– Но тест, я считаю, был очень легким. Он был аналогичен третьему этапу репетиционному тестирования. Мне кажется, что ЦТ нужно усложнять, потому что ежегодно все больше человек получают высокие баллы, а они не всегда отражают действительный уровень знаний.
К биологии девушка готовилась со школьным учителем и самостоятельно. Режим был достаточно интенсивным: девушка училась в профильном классе, а также ходила на факультативы.
– И конечно же, самоподготовка без выходных. Это неотъемлемая часть подготовки к ЦТ. Кроме уроков, дома еще 3-4 часа занималась по этим трем предметам.
Что касается химии, по словам девушки, она уже привыкла, как олимпиадница, к более высокому уровню заданий, поэтому о сложности ЦТ судить не стала. Девушка также отметила, что такого результата она добилась благодаря преподавателю Татьяне Василевской, которая четыре года с ней занималась и готовила к олимпиадам.
– На репетиционном тестировании я набрала 91 балл и была очень собой недовольна, для меня это было позорно. Перед ЦТ мой учитель мне сказала: «Если будет меньше 95, то ко мне можешь не приходить и забыть меня». Я набрала 100!
После подачи документов Ангелина собирается съездить с родителями в Киев и, возможно, автобусным туром в Чехию.
– Последние четыре года я не отдыхала – так сильно погрузилась в олимпиадное движение. Мне казалось, что нужно целыми сутками сидеть и заниматься химией, и это должно принести какие-то плоды. Но диплом я все-таки не взяла, повалилась на практическом туре. Считаю, что в целом в школах не хватает практических занятий по предметам.