Рисунок подготовила специально для «ВБ» Ася САНЖАРОВСКАЯ.
45-летний Сергей уже четыре года не посещает игровые клубы. А ведь когда-то в течение восьми лет проводил в них все свободное время.
Впервые Сергей попробовал играть в 90-х. Это были автоматы для детей на Ульяновской. Просто проходил мимо, стало любопытно. Вложил 5 рублей, а взял джекпот в 1 000 рублей. Порадовался.
– А в 2002-м году попал в Минск по делам, – рассказывает Сергей. – Было очень холодно, и тут вижу вывеску: «Чай, кофе бесплатно». Даже не понял, что это игровой клуб. Зашел погреться и выпить кофе. Мне сказали, что угощают только тех, кто играет, объяснили правила игры. Вложил пять тысяч, получил 45. Тогда это были нормальные деньги.
В 2005-м он уже играл основательно. К тому времени и в Бобруйске начали появляться игровые клубы. В основном ходил в «Вулкан» на Ульяновской. Начал проигрывать. Но постоянно казалось, что вот-вот обязательно выиграет.
Сергей работал на госслужбе, зарплата была неплохая. Половину ее он оставлял в клубах. Проблемы в семье были и до того, страсть к игре усугубила их. Жена с детьми ушли.
Начал одалживать деньги. Когда не было чем отдать 200 долларов, взял первый кредит в банке. Потом был второй, третий. Наступил момент, когда понял, что рассчитаться с кредитами не в состоянии. В голову пришли мысли о суициде. Но поддержали родные: нашли деньги. Один хороший друг помог морально.
Но решающую роль в желании выкарабкаться, признается Сергей, сыграли его дети. Они узнали, позвонили и пришли поговорить:
– Я понял, что могу потерять гораздо больше, чем деньги – отношения с ними, и мне стало по-настоящему страшно.
Сергей не стал кодироваться от зависимости, в это он не верит. Сначала специально перестал брать с собой документы, выходя из дома (а без документов в клуб на пускают). Потом я написал заявление в клубе, чтобы его туда больше не пропускали. Обычно это делают жены, родственники игроков. Работники клуба были очень удивлены.
– Я повидал всякого, – рассказывает Сергей. – Например, в начале 2000-х приехал человек из России, с собой у него было 10 миллионов, он их проиграл буквально в течение часа. Зарплата у нас тогда была в среднем 500-600 тысяч. Иногда завсегдатаи клуба снимали с себя все, чтобы играть дальше – дорогие часы, украшения. В клубах было очень много молодежи, среди них и девчонки по 19-20 лет… Семью вернуть Сергею не удалось. Но все более-менее нормализовалось: с детьми общается, работает на предприятии. Говорит, что в клуб его не тянет, но иногда снятся сны, что играет. Просыпается в холодном поту: неужели опять все проиграл?