О самом первом путешествии:
– Прилетела во Францию, первый раз путешествовала сама. Было страшновато и еще сложно из-за языкового барьера. Жила в Париже у знакомого студента из Китая, и сначала почти все время проводила в его университетской библиотеке, боялась выйти, – смеется. – А потом поехала к другому другу в Тулузу. Тулуза по сравнению с Парижем – это как Бобруйск в сравнении с Минском. Там было спокойнее. Я все обошла, освоилась, вернулась в Париж уже более подготовленной и все как следует изучила.
– Мне всегда было интересно изучать что-то новое, знакомиться с людьми. Не хотелось жить обычной жизнью.
Йин впервые поехала в путешествие, еще будучи студенткой – во Францию, на месяц, одна. Научилась общаться в условиях языкового барьера, справляться со страхом в незнакомой стране.
Затем, закончив университет в 2012-м, девушка решила воплотить свою мечту – объехать весь мир. Начала с того, что отправилась в Австралию подзаработать денег. Работала кассиром, за свободные дни объездила весь континент, а впридачу Океанию и Новую Зеландию. Через несколько месяцев улетела в Британию, оттуда поехала по Европе. Вернулась в Гонконг, только когда закончились деньги... И поняла, что можно тратить намного меньше, используя автостоп. Объехала так половину Азии. А в следующий раз полетела в Киев, потом автобусом в Польшу, затем по Европе в Турцию, дальше – Ближний Восток, Египет, а оттуда – по Западной Африке до самого юга... То путешествие продолжалось пять месяцев.
– Я бы могла и дольше ездить, но закончились свободные странички в паспорте, – смеется девушка. – Пришлось возвращаться домой и делать новый.
После этого была снова Европа, Латинская и Южная Америка от севера до самой южной точки, Куба, где Йин познакомилась с бобруйчанином Вячеславом. И многое другое.
А теперешнее путешествие девушки продолжается уже три месяца. За это время Йин проехала все страны СНГ и после России приехала в Беларусь.
У Йин нет молодого человека, и он ей пока не нужен. Говорит, что хочет исполнить свою мечту и объехать мир, а потом уже будет думать о личной жизни. Должен ли будущий муж быть из Китая? «Нет, для меня не имеет никакого значения, из какой страны будет мужчина, лишь бы человек был хороший».
– Из 15 стран бывшего Советского Союза я не смогла попасть только в Кыргызстан – не дали визу.
Жилье девушка обычно не снимает. Пользуется каучсерфингом (сайт по поиску бесплатного ночлега в путешествии) или останавливается у знакомых, чтобы экономить.
– Кстати, цены на продукты, на проезд, билеты у вас довольно невысокие, вполне приемлемые для бюджетного путешественника.
«Думала, что Беларусь – это как Северная Корея»
До Бобруйска Йин пару дней пробыла в столице. Посмотрела город и дважды успела сходить на балет, в том числе на «Лебединое озеро». Отзывается с восторгом. Девушка говорит, что давно хотела попасть на эту классическую постановку, и вот в Беларуси ее мечта сбылась.
– В России, например, я бы не могла себе этого позволить. Там билеты не только очень дорогие, но еще и все раскуплены надолго вперед. А у вас без проблем купила за несколько рублей.
Еще девушку впечатлило, что на площадке у Большого театра перед спектаклем играл целый оркестр.
– Здорово, что можно так просто и бесплатно послушать классическую музыку в исполнении шикарного оркестра. Во многих странах за такое удовольствие нужно платить большие деньги.
Девушка закончила университет в Гонконге в 2012-м по специальности «полетный сервис» и мечтала работать стюардессой, чтобы посмотреть мир. Легко прошла в авиакомпании все собеседования на английском, но неожиданно оказалось, что проблемы есть с китайским. Дело в том, что Йин родилась на континенте, где говорят на мандарине, а в Гонконг переехала с родителями в 15 лет. В итоге и на кантонском диалекте говорила с акцентом, и родной язык был уже не идеальным, – в строгие стандарты она не вписывалась. Но Йин поняла, что это не единственный способ путешествовать. Сделала рабочую визу в Австралию – а дальше вы знаете.
Йин рассказала, что часто слышала о Беларуси как об эдакой европейской Северной Корее, где все ходят строем и боятся подумать что-то не то.
– Но оказалось, что это только стереотип, – говорит девушка. – Обычная постсоветская европейская страна. Здесь чувствуешь себя в безопасности, но при этом свободно. Еще меня предупреждали, что люди у вас неулыбчивые, ходят хмурые. Это правда, но если тебе нужна помощь, то люди в Беларуси всегда искренне помогут. Чего не скажешь о многих других странах, где тебе будут широко улыбаться, но никто не станет напрягаться из-за незнакомого человека.
Еще, говорит, слышала, что белорусские мужчины много пьют, но сама с этим на сталкивалась. Пока что попадались только приятные люди.
– Правда, мне у вас сложновато общаться, потому что почти никто не владеет английским. Но я в каждой стране учу несколько слов, чтобы понимать хотя бы какие-то вывески, что-то объяснить. И еще всегда узнаю, как звучит «здравствуйте, спасибо» и т. д. Считаю, это правильно: если ты приезжаешь в страну, стоит познакомиться с ее языком. И на белорусском я знаю слово: «дзякуй»!
«Бобруйск – спокойный, нетуристический город»
В нашем городе Йин была только сутки. Прошлась с другом по центру, сходила к реке. Говорит, застройка Бобруйска начала 20-го века напомнила ей старые районы Гонконга (они строились европейцами).
– Мне у вас очень нравится. Такой спокойный город, нетуристический, расслабленный. Тут приятно находиться и легко дышится.
Странные поезда
Йин с эмоциями рассказала, какая история случилась с ней на минском вокзале:
– Собиралась ехать в Бобруйск, в билете был указан 30-й вагон поезда. Пришла на нужный перрон, поезд стоит, а вагона такого нет. Я растерялась. По-английски никто вокруг не говорит. Долго металась, а потом вижу – к поезду из ниоткуда вдруг подъезжают сами собой еще несколько вагонов и присоединяется, и мой там был. Я такого никогда еще не видела!
Прогуливаясь с нами по площади Победы в Бобруйске, Йин отметила, что в Беларуси очень много военных памятников. В этом она не видит ничего странного: считает, что это правильно – помнить свою историю, какой бы она ни была.
Спрашиваем, что удивило девушку в городе, и она начинает смеяться:
– У вас так забавно пробивать талончики в троллейбусе! Обычно есть или контролер, или электронный компостер. А тут нужно прям вот так ударить с размаху [показывает – прим. ред.] – мне очень понравилось!
Поговорили и о еде. Традиционного признания в любви к драникам не получили: Йин их так и не попробовала. Друг кормил обычной домашней едой: курицей с картошкой, блинчиками с творогом и сметаной («С начинкой такой белой, похоже на сыр, но не сыр»). Говорит, было вкусно.
«Лучше с чаем»
Йин Менг и бобруйский зефир. Фото Ирины Купцевич.
Оказалось, Йин никогда не пробовала зефир и даже не знает, что это такое. Объяснить было сложно, потому что на английский «зефир» переводится как «маршмеллоу», но по сути это совсем разные продукты. Вместо тысячи слов решили угостить, купили свежих зефирок в фирменном магазине. Пробовала Йин немного настороженно, но в итоге главный бобруйский продукт ей понравился.
– Разве что очень сладкий, с чаем было бы лучше. А из чего он? Из яблок? Тогда понятно, откуда эта кислинка.
Распробовав, Йин купила пачку зефирок в подарок своему другу в Киев.
Больше никаких сувениров китаянка в Бобруйске не приобрела. Объяснила, что ездит много, потому всегда налегке. С собой берет лишь рюкзак и небольшую сумку. Сувениры может себе позволить только в последней стране, из которой поедет домой.
«Мы с вами теперь друзья»
Спросили мы у Йин и о табличках на китайском, которые недавно появились на нашем автовокзале. Она говорит, что приятно было прочитать надписи на родном языке. Кстати, все написано без ошибок.
Йин рада, что сейчас у Беларуси с Китаем безвизовый режим. Говорит, будет возможность приехать сюда еще раз и побыть подольше. «Мы теперь вообще друзья, столько совместных проектов в экономике – это здорово», – считает девушка.
В этом путешествии Беларусь у девушки далеко не последняя в списке. После Бобруйска она отправилась в Киев, затем в Молдову и Румынию, оттуда планирует объехать все Балканы, где еще не была, и снова двинет в Африку. Ее мечта – объехать все страны мира. А в мире 195 только признанных независимых государств, не считая территорий с другим статусом. За шесть лет с перерывами на работу она объехала чуть меньше половины, так что впереди еще долгое путешествие.