Осторожно, двери закрываются. Пенсионерка сломала руку при входе в бобруйский супермаркет

4087
Ирина РЯБОВА. Фото автора и Александра ЧУГУЕВА.
Обычные автоматические двери в магазинах совсем не такие безобидные, как нам кажется, и могут быть опасными для людей, если установлены непрофессионально. Почему это происходит, кто виноват в травмах и могут ли пострадавшие рассчитывать на помощь и компенсацию вреда – выяснял «ВБ».

75-летнюю Валентину Мамойко при входе в супермаркет толкнуло раздвижной дверью. Женщина упала, сломала руку. Выяснилось, это не первый случай, когда покупатели получают травмы от автоматических дверей.

«Я успела только одной ногой перешагнуть, а дверь уже начала закрываться»

75-летняя бобруйчанка Валентина Николаевна Мамойко.75-летняя бобруйчанка Валентина Николаевна Мамойко.

19 февраля 75-летняя бобруйчанка Валентина Мамойко в сопровождении своего соцработника пошла в большой магазин рядом со своим домом за продуктами. На входе Валентина Николаевна, по ее словам, немного замешкалась, и… получила удар раздвижной дверью.

– Я успела только одной ногой перешагнуть, а дверь уже начала закрываться, – вспоминает Валентина Мамойко подробности того дня. – Меня вытолкнуло вперед, я упала. Ударилась лицом о пол, повредила нос, ноги, руку. Из носа кровь полилась. Мой соцработник побежала в аптеку покупать вату и перекись водорода. Посторонний мужчина, проходивший мимо, вызвал «скорую». Все это длилось около получаса.

«Скорая» отвезла женщину в центральную больницу. Там сделали снимок, сказали, что левая рука сломана.  

После ЧП прошло больше двух месяцев. Но Валентина Николаевна до сих пор не восстановилась: ходит с трудом, рука плохо функционирует. Женщина, по ее словам, не может сама одеться, навести порядок дома. В последнее время ее состояние ухудшилось. Внук рассказал, что она проходит лечение в Бобруйской центральной больнице.

«Так, может, стоит табличку повесить предупреждающую?»

Вот такие двери не смогла пройти без ущерба своему здоровью 75-летняя бобруйчанка ВалентинаВот такие двери не смогла пройти без ущерба своему здоровью 75-летняя бобруйчанка Валентина Николаевна Мамойко.

Внук Валентины Николаевны Евгений через несколько дней после случившегося обратился в администрацию супермаркета.

– Мне показали записи с камер видеонаблюдения. Видно, что бабушка остановилась в проеме между дверей и ждет соцработника. В это время дверь закрывается, и ее как бы выталкивает вперед, она падает. Работники магазина обвинили во всем мою бабушку, потому что она остановилась в двери, и соцработника, которая ее «не досмотрела». При этом прозвучала странная фраза: «Она находилась в опасной зоне». Так, может, стоит табличку повесить предупреждающую, если это так? Ведь в магазин ходит много пожилых людей, мам с маленькими детьми, – говорит Евгений.

В первых числах марта молодой человек обратился с заявлением в УВД. Валентину Николаевну направили на экспертизу в Бобруйский межрайотдел Госкомитета судебных экспертиз.

Официальный представитель УВД горисполкома Татьяна Горбанюк сообщила, что проверка еще проводится.

– Назначена дополнительная экспертиза по тяжести телесных повреждений, полученных пострадавшей. В зависимости от ее результата будет приниматься решение о том, возбуждать или нет уголовное дело, – отметила Т. Горбанюк.

По закону проверка может длиться до двух месяцев. О ее результатах пострадавшую обязаны проинформировать письменно.

Эксперт: такие случаи – не редкость

Игорь Лукашевич, специалист предприятия «Новые электросистемы» (г. Минск), которое занимается установкой, обслуживанием и ремонтом автоматических дверей по всей республике, рассказал, что эпизод с Валентиной Николаевной Мамойко в его практике не первый.

– Несколько лет назад в столице произошел случай, похожий на бобруйский. Пожилую женщину зажало дверью в одном из супермаркетов, она упала, – сообщил эксперт. – Дверь открывалась и закрывалась, ударяя ей прямо по голове. Мы приехали на диагностику – выяснилось, что дверь в этом магазине установила фирма без лицензии, причем использовали самые дешевые радары, которые «не видят» ниже одного метра. Если будет идти ребенок или кто-то будет лежать, дверь его «не заметит».

Кстати, минская старушка тоже в результате попала в больницу, а ее племянник помог ей обратиться с жалобой в прокуратуру. Закончилось дело тем, что владельцы магазина выплатили женщине 5 тысяч рублей, чтобы избежать суда.

По словам специалиста, травмы от автоматических дверей люди получают по трем причинам:

  1. Двери установлены и обслуживаются работниками или предприятиями без лицензии.
  2. В целях экономии на дверях устанавливают самые дешевые датчики движения с плохой чувствительностью, которые иногда «не видят» людей.
  3. Владелец торгового объекта не проводит своевременное техобслуживание дверей.

– Согласно регламенту, планово-предупредительный ремонт должен проводиться четыре раза в год, – уточняет Игорь Николаевич. – Но многие заказчики экономят, а потом страдают бабушки и дети.

На устранение неполадок, связанных с непрофессиональной установкой и обслуживанием дверей, по словам эксперта, им приходится выезжать в разные города Беларуси в году по пять раз.

Если двери установлены грамотно и использовано сертифицированное оборудование, они никого не зажмут, уточняет И. Лукашевич. Даже если человек остановится между двумя створками или облокотится на них, сработает система защиты.

«Дверь находилась в технически исправном состоянии»

Жалобу Валентины Мамойко «ВБ» направил на реагирование руководству того самого супермаркета, где все и произошло (пока идет проверка по этому факту, мы не указываем его название).

«Обращение гр. Мамойко В.Н. внимательно рассмотрено и по существу указанных фактов сообщаем следующее, – говорится в полученном ответе. – В ходе проведенного служебного разбирательства, просмотра записей видеонаблюдения установлено, что 19.02.2018 г. Мамойко В. Н. остановилась в проеме автоматической двери и оперлась на нее плечом. На дверях имеются предупредительные объявления: «Внимание! Автоматическая дверь. Не стойте в проеме двери». Дверь находилась в технически исправном состоянии. Техническое обслуживание дверей проводится специалистами на регулярной основе.

По данному факту проводилась проверка правоохранительными органами, нарушений не установлено».

Тем не менее руководство торгового объекта сочло необходимым принести пострадавшей бабушке свои извинения и «искрение сожаления о произошедшем инциденте».

Комментарий юриста

Как поступить, если вы попали в такую ситуацию, советует минский юрист Елена Лысакова:

– Первым делом можно подать претензию на имя администрации магазина. В ней стоит написать, что и когда произошло, и указать свои требования: компенсация средств, затраченных на лекарства, морального ущерба. Однако если администрация магазина уверена в своей правоте, то надежда на то, что она добровольно пойдет навстречу, невелика.

В этом случае пострадавшему нужно будет обратиться в суд. Здесь в качестве доказательств пригодятся все справки: о состоянии здоровья, о средствах, потраченных на лекарства. Важны показания свидетелей, потому в такой ситуации нужно сразу попросить контактные данные очевидцев. По усмотрению суда может быть назначена техническая экспертиза двери.

Плохо, что пострадавшая слишком поздно забила тревогу. Прошло много времени с момента ЧП, и, вероятно, обнаружить возможную неисправность механизмов будет сложно. Дверь могли уже отремонтировать.