«Разведчики попросили узнать, что делают немцы у реки. Для нас это как игра была»

2699
Ирина РЯБОВА. Фото Александра ЧУГУЕВА.
Бобруйчанке Татьяне Ивановне Малиновской (в девичестве Трухан) в июне исполнится 90 лет. Официально она не имеет военных заслуг и регалий. Но на ее долю, как и большинства детей войны, выпало немало испытаний.

Говорит... война

Татьяна Ивановна Малиновская в своем цветущем саду. Татьяна Ивановна Малиновская в своем цветущем саду.

22 июня 1941 года 13-летняя Таня собиралась в школу в Киселевичах. Не дошла: по радио прозвучала страшная весть о войне...

– Когда немцы пришли в Бобруйск, все из нашего района Дедново убежали в лес в районе Туголицы, – вспоминает Татьяна Ивановна. – Родители бросили кур, свиней, с собой взяли только коровку. Жили мы там больше трех месяцев, только иногда отец или мать выходили в город за едой. Осенью вернулись домой. Там уже немцы хозяйничали. Помню, подходим к нашему двору, а один в форме как раз свиней забирает. Мама к нему подошла, на нас показывает и говорит: «Не забирайте, киндер маленькие». Он на нее винтовку наставил, на нас посмотрел и сжалился.

До 1944-го года семья жила в сарае. Немцы лишь иногда пускали в дом приготовить еду. Скот все же отобрали. Родители Тани сеяли картошку, огурцы, капусту – на том и жили.

Татьяна Ивановна показывает паспорт. Дата рождения: июнь 1928 года. Татьяна Ивановна показывает паспорт. Дата рождения: июнь 1928 года.

Той же осенью, когда молодежь увозили на работу в Германию, Тане посчастливилось избежать этого:
– С вечера немец, который жил в нашем доме, подошел к маме и предупредил: «Матка, утром будет цап-цап». Она поначалу меня спрятала в сарае, на чердаке, прикрыла соломой. Но в последний момент что-то почувствовала, прибежала: «Донька, вылазь оттуда». И сказала спрятаться в блиндаже. А в нем вода стоит холодная! Я в той воде и спряталась. Немцы пришли скоро, перерыли штыками всю солому на чердаке. Если бы я была там, точно закололи бы. Заглянули и в блиндаж, увидели, что он полный воды, и ушли.

Невольно Таня с подругой стали помощниками наших военных. В Дедново, около Бобруйки, немцы построили блиндажи и охраняли мост. В какой-то момент там появились советские разведчики. Остановились в соседнем доме, где жила одинокая бабушка.

– Однажды они подозвали меня с другими детьми к себе, дали нам по конфетке и попросили узнать, что делают немцы у реки. Для нас это как игра была. Мы начали бегать каждый день к реке и докладывать обстановку. Немцы не обращали на нас внимания, но однажды их что-то насторожило, и они начали по нам стрелять. Мы ползком оттуда. Мама, когда узнала, ой как ругала меня.

Мирное время

Татьяна Ивановна Малиновская. Татьяна Ивановна Малиновская.

После войны Таня закончила 6 классов школы и в 17 лет пошла работать: сначала в колхоз с родителями, потом – в артель, где вили веревки. Сосед подарил Тане ручную швейную машинку, трофейную, из Германии. Начала шить себе одежду и бурки на продажу.

Татьяне Ивановне 25 лет. Татьяне Ивановне 25 лет.

В 19 лет девушка вышла замуж. Муж был на 15 лет старше и сосватал Таню без ее ведома:

– У нас в кузне работал кузнец Михаил. Его шурин (муж сестры – ред.), моряк, приехал погостить. И как-то зашел он к нам якобы с братом моим обсудить хозяйские дела. А сам, оказывается, на меня пришел посмотреть. Я еще подумала: что этот дядька меня так разглядывает? Приглянулась я ему. Любви не было. Но жили мы хорошо.

У Малиновских родилось четыре сына. Но в мирное время не обошлось без потерь: один сын трагически погиб, второй умер от инфаркта, третий – от сердечной недостаточности. Отец, Антон Гаврилович, дожил до 82. Четвертый сын лишился правой руки, поэтому не работает, сейчас живет с матерью.

Неподдельный оптимизм

Татьяна Ивановна Малиновская. Татьяна Ивановна Малиновская.

Татьяна Ивановна для своих 90 лет выглядит молодцом. До прошлого года еще работала на огороде, сейчас ходит с палочкой. Все видит, все помнит, только слух немного подводит. В очках читает книги, газеты. К слову, любимая газета у нее – «Вечерний Бобруйск», выписывает с первых номеров.
Женщина сама может приготовить еду, прибраться. Благо, в доме есть все удобства. При необходимости помогают племянница и ее сын, который оформлен у бабушки соцработником.
Татьяна Ивановна получает пенсию мужа-участника войны в размере 260 рублей. Из них около 80 уходит «коммуналку». В поликлинику приходится вызывать такси, отдавая каждый раз около 10 рублей.

По ее словам, на жизнь без шика денег хватает. А больше, замечает женщина, ей ничего и не надо.
Когда был жив супруг, на День Победы к ним приходили его бывшие коллеги (муж работал связистом в радиоузле), поздравляли ученики школ. Сейчас к Татьяне Ивановне уже никто не ходит. Но на жизнь она не жалуется.

– Сейчас все есть, люди не голодают, одеваются красиво. У меня после войны одна рубашечка была – постираю, высушу и опять надеваю. А сейчас у молодых дома, машины, родители помогают. Только живи и радуйся. И я еще хочу пожить, – говорит она.

Татьяна Ивановна Малиновская с подпиской на «Вечерний Бобруйск», которую ей, как многолетней подписчице, Татьяна Ивановна Малиновская с подпиской на «Вечерний Бобруйск», которую ей, как многолетней подписчице, подарила наша редакция.