Зачем в Бобруйске деревьям обрезают «макушки»

8114
Ирина ХАМРЕНКО-УШАКОВА. Фото Евгения ЮШКОВСКОГО и Александра ЧУГУЕВА.
Опытные ландшафтные архитекторы утверждают, что деревья в Бобруйске обрезали неправильно, и это приведет к тому, что они будут долго восстанавливаться и болеть. БУКДДЭП отвечает: технология опробована на практике и работает годами.

Обрезанные каштаны на Социалистической. 28 апреля 2018 г. Обрезанные каштаны на Социалистической. 28 апреля 2018 г.

«Вечерний Бобруйск» писал уже о странной обрезке каштанов на улице Минской (от перекрестка с Октябрьской до Пушкина) в конце 2017 года. Напомним, деревья, радовавшие горожан кудрявыми зелеными кронами, в результате якобы «омолаживающей» процедуры стали похожи на столбики. 

В апреле 2018 года деревья таким же образом «подстригли» и на других улицах города.

Зачем применяют такую обрезку? Не вредит ли она зеленым «легким» нашего города? Зацветут ли в этом году каштаны – «визитная карточка» Бобруйска – после такой процедуры? Эти вопросы мы адресовали специалистам. 

Юрий Горбаков, директор БУКДДЭП:

– Наша технология обрезки, возможно, не соответствует каким-то современным тенденциям, но она опробована на практике и уже много лет работает. Пока все заканчивалось благополучно для каждого дерева. Мы, может, и хотели бы иначе обрезать деревья, как нам советовали наши коллеги, но это затруднительно, учитывая многие факторы: того, как плотно они растут, как близко находятся к дороге и т.д. В ближайшее время мы займемся подкормкой обрезанных деревьев. Сейчас на каштанах уже вовсю появляются почки, а к середине лета они уже восстановятся.

Игорь Куталовский, ранее – ландшафтный архитектор Бобруйска, сейчас работает в такой же должности в ОДО «Зеленая страна», является экспертом экологического товарищества «Зеленая сеть»:

– То, что сделали с каштанами на улице Минской, вообще трудно отнести к какому-либо виду обрезки, а под определение омолаживающей она не подходит в принципе.  

Омолаживающая обрезка производится в случае физиологического старения дерева, то есть, когда оно теряет свою декоративную функцию и становится потенциально опасным. Главная задача обрезки – повышение жизнеспособности и сохранение приятного внешнего вида деревьев. При обрезке нужно понимать цели и последующую реакцию дерева на обрезку.

Каштановая аллея на улице Минской до обрезки.... Каштановая аллея на улице Минской до обрезки....

Для чего проводилась обрезка каштанов в декабре 2017-го на улице Минской – совершенно не понятно. Единственно возможная причина – это рост ветвей деревьев в сторону электрической линии. Но такая обрезка, наоборот, спровоцирует усиленный рост новых побегов в сторону проводов. Значительное количество механических повреждений стволов и скелетных ветвей в ближайшем будущем обернется их болезнями и гнилями.

Не исключено, что теперь деревьям придется восстанавливаться не один год, аварийность их при этом будет повышена. Для того, чтобы деревья «ожили», необходимо в ближайшие годы целенаправленно, с пониманием биологии и физиологии растений, ухаживать за этими каштанами с новой кроной.

... и после. Обрезанные каштаны на Минской. Начало декабря 2017 г. ... и после. Обрезанные каштаны на Минской. Начало декабря 2017 г.

Александр Наркевич, ранее – заместитель директора бывшего бобруйского «Зеленхоза», сегодня – ландшафтный дизайнер и директор ОДО «Зеленая страна»:

– Видно, конечно, что допущено много ошибок при обрезке деревьев. И на Минской, и на Советской, Ульяновской, 50 лет ВЛКСМ. Деревья восстановятся, но не исключено, что будут долго и тяжело болеть. К середине лета можно будет ожидать первый прирост, но полноценной кроной я бы не стал это называть. Про крону можно будет говорить не раньше следующего года.

Главная ошибка при обрезке деревьев в Бобруйске – отсутствие индивидуального подхода. Дело в том, что иногда уместна и кардинальная обрезка. Но только в том случае, когда дерево большое, старое, и его корни уже не справляются с питанием большой кроны. Тогда, только обрезав большую часть, дерево можно спасти. Но это не значит, что так нужно поступать со всеми деревьями, без разбора.