Недетские игрушки. Что будет, если ходить по городу с мечом

8329
Ирина РЯБОВА. Фото Дениса СУДНИКА.
Даниил Азаренко ходит по Бобруйску с мечом, и поэтому его иногда останавливают милиционеры и охранники магазинов. А в феврале он с другими представителями военно-ролевых и клубов реконструкции были приглашены на профилактическую беседу в «органах».

Руководитель военно-ролевого клуба «Аквилон» Даниил Азаренко с муляжами мечей. Руководитель военно-ролевого клуба «Аквилон» Даниил Азаренко с муляжами мечей.

Даниил Азаренко – руководитель военно-ролевого клуба «Аквилон».
– Я постоянно ищу новых людей в клуб и иногда делаю это весьма странным способом: хожу по городу с мечом, – рассказывает он. – Бывает, на улице милиционеры спрашивают: «Почему вы с ним ходите?». Однажды в магазине подошли охранники, поинтересовались, что это такое. Но как только я говорю, что меч алюминиевый, как сувенирные мечи в магазинах, вопросы отпадают.

Профилактическая беседа

Недавно члены военно-патриотических и реконструкторских клубов были приглашены на беседу в Бобруйский межрайонный отдел Госкомитета судебных экспертиз РБ. О правилах ношения холодного оружия и ответственности за их нарушение рассказал старший эксперт сектора криминалистических экспертиз, майор юстиции Андрей Миняйло.

Какая ответственность за незаконное хранение, изготовление и оборот оружия?
За огнестрельное оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества – уголовная, до пяти лет лишения свободы. За незаконное ношение либо перевозку холодного оружия – административная, в виде штрафа до 147 руб. с возможной конфискацией самого оружия.

Никаких ЧП с военно-патриотическими клубами в Бобруйске не случалось, однако нашумевшее дело «Белого легиона» заставило правоохранителей внимательнее отнестись к теме. (Напомним, среди фигурантов были бобруйчане – выпускники клуба «Патриот», однако их, как и остальных, после одного-трех месяцев ареста освободили за отсутствием состава преступления, а само дело было закрыто).

Участники действующих ныне в Бобруйске клубов этой направленности (всего их восемь) носят только муляжи оружия, отмечает Андрей Миняйло. В основном клубы занимаются реконструкцией XVIII‒XIX веков, а это сабли, палаши, кистени. Только два или три работают с Второй мировой войной. Муляжи у них соответствующие: пистолет-пулемет Шпагина, револьвер системы Нагана, пистолеты, автоматы, самозарядная винтовка Токарева, винтовка Мосина и немецкая Mauser 98.

– Если в оружии настоящая только ложа (деревянная часть ружья, которая служит для упора в плечо и направления стволов), то это обычный безобидный муляж, - объясняет эксперт-криминалист. - Если же в винтовке, к примеру, есть настоящая ствольная коробка, затвор, ударно-спусковой механизм, то это уже может представлять опасность. Такой случай в нашей практике был: подобную винтовку изъяли у частного лица. Но только экспертиза может сказать точно, является предмет оружием или нет.

По правилам обладатель муляжа оружия должен получить заключение о том, что оно не боевое и не холодное. Стоимость такой экспертизы - около 20 рублей. При этом наличие экспертного заключения не дает права ходить с муляжом оружия где и когда вздумается.

– В этом случае к нему подойдут, спросят документы: сертификат, экспертизу, – уточняет А. Миняйло.

– Нормальные требования, – считает Николай Силков, руководитель военно-исторического клуба реконструкции «Цитадель». – Наши муляжи мушкетов соответствуют всем правилам, при этом с ними вполне можно воссоздать картину войны 1812 года, приближенную к реальной. Мы даже заинтересованы в справке эксперта о том, что наше оружие является муляжом, ведь это упрощает нам выезд на фестивали за границу.

Арсенал военно-исторических клубов

В тему: в Кличевском районе житель райцентра с арбалетом и пятью стрелами целый В тему: в Кличевском районе житель райцентра с арбалетом и пятью стрелами целый день бродил по лесу. Когда понял, что заблудился, позвонил в МЧС. Нашел мужчину местный охотовед: поскольку у арбалетчика не было никаких документов на охоту и разрешения на оружие, сотрудник охотхозяйства позвонил в бобруйскую инспекцию по охране животного и растительного мира. При себе охотник-нелегал имел еще два ножа и пакеты, вероятно, для мяса. Намерение добыть дичь мужчина не отрицал, за незаконную охоту ему грозит штраф, как и за незарегистрированный арбалет.

Даниил Азаренко рассказал, что в арсенале его клуба есть копья, топоры, мечи, сабли, щиты и прочее средневековое оружие. Все это лишь масштабные макеты, которые не представляют никакой опасности. Делают их сами «аквилонцы» из дюраля – это сплав на основе алюминия с добавлением меди, магния и марганца. Сам по себе он легкий, но макеты получаются довольно тяжелыми за счет своей толщины (8-10 мм). Этот материал считается нетравмоопасным, макеты из него не подпадают под категорию холодного оружия и даже не являются муляжами.

А как с оружием других эпох? Николай Силков, руководитель «Цитадели», рассказал, что в их клубе используют муляжи мушкетов. Их делают в основном сами реконструкторы из деревянного приклада и стальной трубки. Метров с десяти можно спутать такой муляж с настоящим оружием, но никакой опасности он не представляет.

– Разве что вы им кого-то ударите, – шутит Николай Петрович.

Никто еще не пугался

Проблем в связи с ношением муляжей у членов клуба не возникало. «Воины» используют их только на городских мероприятиях и фестивалях военно-исторической реконструкции. Люди подходят, интересуются, но никто еще не пугался и в милицию не сообщал.

Сейчас в городе милиция проводит операцию «Арсенал»
По 23 марта можно сдать незаконно хранящееся оружие без привлечения к уголовной ответственности. Оружие можно сдать в дежурные части милиции либо старшему инспектору по разрешительной работе УВД по адресу: ул. Минская, 130-а, каб. 101.
Если у вас есть информация о фактах незаконного хранения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, сообщите об этом в УВД Бобруйского горисполкома по тел. 77-97-81 или 102. Анонимность гарантируем!
Сергей РЫБИН, ст. инспектор по разрешительной работе ООПП УВД

– Все реконструкторы строго соблюдают несколько правил, – поясняет Николай Силков. – Оружие никогда не переносится и не перевозится без чехлов. Оно упаковывается в клубе и расчехляется уже на месте. На длительных мероприятиях, когда нам необходимо уйти на обед или отдохнуть, муляжи мушкетов ставятся в пирамиду под присмотром дежурного. Когда едем на фестивали в другие страны, на границе проблем не возникает. Один раз, правда, польские пограничники долго фотографировались с нашим «оружием» на память.

Руслан Алиев, руководитель казачьего конно-спортивного клуба «Ермак», рассказал, что во время выступлений казаки используют муляжи шашек, а на реконструкциях – муляжи сабель. Делаются они из стали марки 65, которая не гнется и в то же время не слишком хрупкая. Иногда члены клуба покупают готовые муляжи в сувенирных магазинах.

– По закону муляж оружия разрешается носить на массовых мероприятиях при наличии национального костюма, – поясняет Руслан Олегович. – Просто гулять с ним по улице мы не можем: вдруг кто-то испугается? Техника безопасности прежде всего. Документального подтверждения, что это лишь «игрушка», у нас никто не требует. Только при пересечении границы нужна справка о том, что это современная имитация, а не историческая ценность и не боевое оружие. Но нам с этим сталкиваться еще не приходилось: на фестивале в России шашки для выступления мы брали на месте, а не везли с собой.