Напомним, с 23 февраля вступили в действие изменения в Закон «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках». Они обязывают всех междугородних автоперевозчиков пассажиров оформить необходимые документы на право осуществления регулярных рейсов. Если владельцы маршруток продолжат работать по-старому, им грозит штраф до 4900 рублей (более 2,5 тысяч долларов). Учитывая это, многие из автоперевозчиков, возившие пассажиров в минском, могилевском, гомельском, витебском и московском направлениях, временно приостановили свои рейсы. Это решение ударило, в том числе, по пассажирам.
«Отмена маршруток на Могилев, где учится моя внучка, очень меня волнует, – позвонила в «ВБ» Ева Владимировна Артемова. – Живем на Рокоссовского, было удобно, когда маршрутка забирала девочку прямо от дома, так же и обратно. Заказал по телефону – и был спокоен, что уедешь без проблем. Не нужно было ехать на вокзал провожать, да и передать что-то через водителя было тоже удобно. Минтранс о чем там думает? Стольких людей лишили удобств! Ну добавьте плату, но ничего не меняйте! Возмущению нет предела!»
Главные проблемы, с точки зрения перевозчиков
Директор компании «Kortes» Алексей Янков:
- «я – нерегулярный перевозчик, а меня заставляют стать регулярным»,
- «конкурс может стать проблемой, не факт, что моя компания его выиграет»,
- «не приведет ли новая система к недобросовестной конкуренции и лоббированию интересов?».
- Директор ОДО «Автотранслайн» («Минск-Лайн») Андрей Гудковский:
- «кто будет оператором пассажирских перевозок в Могилевской области?»
- «нет четких разъяснений, как и что делать».
Директор «Магнит-Плюс» Геннадий Здоронок:
- «мы так работаем с 2010 года, и нам ни разу не сказали, что мы ездим не по правилам, хоть тысячу раз проверяли. Зачем вообще ввели этот новый закон?».
Минтранс: эти изменения в Закон давно назрели
Вопросы перевозчиков «ВБ» адресовал в Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
В ответе за подписью заместителя министра Алексея Ляхновича, говорится, что к изменениям в закон привели факты «массового выполнения автомобильных перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении по договорам фрахтования по действующим маршрутам следования автобусов регулярного сообщения. Такие перевозки в нерегулярном сообщении выполнялись по определенным маршрутам, с установленным расписанием и временем отправления, в том числе с территорий, прилегающих к пассажирским терминалам, что по своим признакам являлось ничем иным, как перевозками пассажиров в регулярном сообщении под видом нерегулярных».
У непосредственных организаторов таких перевозок отсутствовала ответственность перед пассажирами за безопасность и качество представляемых транспортных услуг, несвоевременную подачу транспортного средства, невыполнение рейса, так как договор фрахтования с пассажиром не заключался, а в лучшем случае выдавался чек о принятии наличных денежных средств.
Работа по внесению соответствующих изменений в Закон была начата еще в 2015 году, говорится в ответе Минтранса. Общественное обсуждение законопроекта проводилось на интернет-портале pravo.by. Проект был согласован с облисполкомами. Семинары с перевозчиками на эту тему проводились неоднократно.
В подтверждение того, что эти изменения назрели, зам. министра транспорта и коммуникаций приводит статистику: «только за 2017 год при выполнении перевозок пассажиров в нерегулярном сообщении было выявлено:
- 979 фактов нарушения режима труда и отдыха водителей;
- 153 факта допуска водителя, не прошедшего предрейсовый медицинский осмотр, к выполнению перевозок;
- 231 факт наличия неисправностей, при которых запрещается участие транспортного средства в дорожном движении;
- 148 фактов необеспечения контроля технического состояния транспортного средства перед началом работы;
- 44 факта отсутствия отметки о прохождении государственного технического осмотра».
Изменения в Законе имеют целью повышение безопасности перевозок пассажиров, улучшение качества предоставляемых населению транспортных услуг и создание дополнительных условий для обеспечения добросовестной конкуренции на этом рынке.
Закон вступил в силу через шесть месяцев после его официального опубликования. У перевозчиков в нерегулярном сообщении имелось достаточно времени, чтобы привести свою деятельность в соответствие с ним, говорится в письме Минтранса.
Кто будет оператором перевозок?
Как следует из ответа Минтранса, функции оператора автомобильных перевозок пассажиров и перевозчика, по закону, не может совмещать одно юридическое лицо.
Кто будет оператором междугородних межобластных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении в Бобруйске, решит Могилевский облисполком.
Как сообщили «ВБ» в отделе транспорта и коммуникаций Комитета по архитектуре и строительству Могилевского облисполкома, на сегодня (разговор шел 7 марта – прим. авт.) пока нельзя назвать конкретный срок, когда в Могилевской области появится такой оператор.
Что делать перевозчикам?
Как разъяснили в облисполкоме, перевозчикам, которые хотят получить право выполнять междугородние автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, необходимо обратиться с заявлением, после чего с ними будет оформлен временный договор, который позволит работать вплоть до трех месяцев – до проведения конкурса на право выполнения перевозок.
В договоре об организации автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении будут определены: маршрут, расписание, интервалы движения, время начала и окончания работы, количество выполняемых рейсов по маршруту, ответственность сторон и др.
В облисполкоме также рассказали, что маршрутчики могут останавливаться и подбирать пассажиров не только на вокзалах, но и по ходу движения, но этот маршрут должен быть согласован.
Кроме того, как объяснил начальник отдела транспорта и коммуникаций Комитета по архитектуре и строительству Могилевского облисполкома Владимир Казусев, если перевозчик осуществляет поездки внутри одной области (например, по маршруту Бобруйск-Могилев), то для того, чтобы заключить договор, ему надо обратиться в Бобруйский горисполком, а если между областями (Бобруйск-Минск, Витебск) – то в Могилевский облисполком. По словам Владимира Олеговича, пока никто из бобруйских перевозчиков к ним не обращался.
Что за конкурс ожидает перевозчиков?
Согласно Закону, автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении выполняются перевозчиками, признанными победителями конкурса на право выполнения таких перевозок, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, поясняется в ответе Минтранса.
Одним из основных критериев отбора будет срок эксплуатации транспортного средства, т.е., чем новее автомобиль, тем больше шансов пройти конкурс.
Сколько нужно заплатить оператору?
Тарифы на междугородние автомобильные перевозки пассажиров государством не регулируются, сказано в письме Минтранса. То есть, цены на проезд устанавливает перевозчик. А формируются они, понятное дело, исходя из затрат.
Те индивидуальные предприниматели, которые уже работают по договору как регулярные перевозчики, утверждают, что размер вознаграждения автовокзалу, например, составляет 15% от стоимости каждого проданного билета, что это слишком высокая сумма, и чтобы не работать себе в убыток, им приходится постоянно брать кредиты.
В договорных отношениях с бобруйским автовокзалом пока состоит только один автоперевозчик. ИП, который осуществляет перевозки пассажиров в Светлогорск и Минск, работает так с 2003 года.
На таких же условиях (15% с суммы проданного билета) работают два предпринимателя-автоперевозчика с автовокзалом Барановичей и 19 междугородних частных перевозчиков – с автовокзалом Бреста.
Цена билета при проезде из Бобруйска до Минска на 7.03.2018
- на маршрутке регулярного автоперевозчика, состоящего в договорных отношениях с бобруйским автовокзалом, – 7,98 руб.,
- на автобусе автопарка №2 – 5,92 руб.,
- на проходящем автобусе (например, из Рогачева) – более 8 руб.,
- на маршрутке нерегулярного перевозчика – 7 руб. (было до 1 марта).