«Дорогая профессия». Как продавцы становятся заложниками договора о материальной ответственности

9290
Ирина ХАМРЕНКО-УШАКОВА.
Проработав шестнадцать лет продавцом, бобруйчанка Татьяна лишилась квартиры. Это произошло, потому что в ее магазине обнаружилась недостача. А так как она подписала договор коллективной материальной ответственности, то платить ей пришлось из своего кармана, при этом, по ее словам, она была не виновата. Получается, что профессия продавца одна из самых рискованных – даже если крадет кто-то один, платят все.

Недостача ценой в квартиру

Татьяна шесть лет назад работала в крупном государственном продуктовом магазине, у которого в 2012 году должен был смениться владелец. Рассказывая свою историю, она не стала называть свою фамилию, потому что до сих пор те события вспоминает с болью.

Перед передачей магазина новому владельцу нужно было провести переучет. Сутки сотрудники всех отделов пересчитывали каждую единицу товара. До этого в магазине переучеты проводили раз в квартал, а по отделам каждый месяц. По словам Татьяны, не было ни проблем, ни нареканий со стороны начальства.

Но при смене владельца выявилась большая недостача – в вино-водочном отделе, где работала Татьяна.

– С общим итогом переучета нас сразу не ознакомили, а потом мы ничего уже не могли доказать, – рассказала женщина.

Суд обязал Татьяну и ее напарницу по отделу выплатить 54 миллиона рублей на двоих. Чтобы рассчитаться с работодателем Татьяне пришлось продать квартиру в Бобруйске и переехала к родителям. Кроме этого, женщины получили по 2,5 года условно за кражу.

В суде Бобруйска и Бобруйского района за 2017 год рассмотрели более 37 подобных дел. И с каждым годом количество исков о взыскании ущерба растет, сообщила заместитель председателя суда Елена Манкевич. Обращаются как мелкие предприятия, так и крупные. Абсолютный лидер по искам в Бобруйске за 2017 год УП «Бобруйский торговый центр». Они подали 30 заявлений.

По словам судьи, в зоне риска не только продавцы, но и кладовщики, и комплектовщики. Так, ей запомнился иск от Бобруйского завода ТДиА, когда предприятие подало в суд на 38 сотрудников, с которых хотели взыскать 748 миллионов неденоминированных рублей. Завод ТДиА суд выиграл.

– А вот обратных случаев, когда работник обращается в суд с исковым заявлением о несогласии с приказом о взыскании ущерба – единицы. При этом работники такие дела почти всегда выигрывают, – отметила Елена Манкевич.

«Это капля в море»

В сентябре 2017 года из магазина «Твое» на улице Социалистической были уволены шесть сотрудников. Формальная причина – недостача. Ее обнаружила сторонняя организация, которая провела инвентаризацию.

По словам продавца Екатерины, на следующий день после проверки, менеджер предложила Екатерине с коллегами два варианта развития событий – либо они увольняются сами, либо их увольняют «по статье».

В итоге работников уволили по соглашению сторон, а недостачу, удержали из заработной платы: с каждого по 285 рублей.

Но бывшие работники обратились в суд и выиграли дело. Удержанные с них деньги им вернули. 

– Компания была вынуждена вернуть эти деньги только потому, что сторонняя организация, проводившая инвентаризацию, допустила оплошность, – рассказала «ВБ» Татьяна Баранчук, директор «Шарм-Ритейла» (сеть магазинов «Твое» в Беларуси).

Глава торговой сети добавила, что прямых доказательств воровства среди продавцов найдено не было, но после увольнения сотрудников недостачи в магазине минимизировались.

«Дорогой» договор

– 25 процентов сотрудников, которые мне попадаются воруют, – сказала Марина, владелец собственного продуктового магазина. Она в торговле уже 11 лет.

Поэтому в гипермаркетах, и в небольших магазинах с продавцами почти всегда заключается договор коллективной (бригадной) ответственности. А этот вид договора предусматривает полную ответственность продавца за вверенный ему товар.

Это значит, что если в магазине обнаружена недостача, и не найден виновный в ней, то компенсировать это недостачу могут обязать всех работников, которые подписали договор коллективной ответственности. Вся сумма ущерба будет разделена поровну среди служащих, кроме того будут учитываться и время, которое каждый из ответственных сотрудников магазина отработал с момента последней инвентаризации.

Формально, чтобы требовать компенсацию с работников надо доказать его вину. То есть по закону, сам по себе факт недостачи не может быть причиной для увольнения работника или взыскания с него денег, если нет доказательств вины, объяснила адвокат Алина Баянова.

Но работодатель может составить приказ о взыскании денежных средств из зарплаты или потребовать от работника объяснительную, в которой тот признает, что не обеспечил сохранность имущества нанимателя. И вот если работник подпишет такой приказ или объяснительную, то он уже будет считаться виновным в недостаче и с него будут требовать компенсацию. 

– Торговля – это глухое болото, в которое вход бесплатный, а выход может стоить всего, – поделилась эмоциями Татьяна. Сейчас она не работает в этой сфере и работать не собирается. – Очень мало рентабельных магазинов, во всех остальных продавцы платят недостачи из своего кармана.


Если вы или кто-то из ваших знакомых оказался в подобной ситуации, сообщите на red-vb@yandex.by