Едем или как? Бобруйские междугородние перевозчики адаптируются к новым требованиям законодательства

11.4k
Светлана ГОЛОВКИНА. Фото Александра ЧУГУЕВА.
Новые правила пассажирских перевозок, которые начали действовать с 26 февраля, по сути, поставили все регулярные междугородние маршрутки вне закона. В некоторых городах рейсы отменили полностью. Например, маршрутки перестали ездить из Полоцка и Новополоцка в Минск. В Бобруйске большинство компаний-перевозчиков работу продолжили. У некоторых составлено расписание до конца марта. Что дальше – неизвестно.

Что произошло

Раньше частные перевозчики позиционировали себя как операторы нерегулярных рейсов, хотя при этом обладали всеми характеристиками регулярных. Например, точное расписание и постоянный пункт отправления.

Теперь же, по новым правилам, все подобные маршруты должны быть оформлены как регулярные.

Это значит, что перевозчики должны определиться, какие рейсы они выполняют – регулярные или нет.
Дальше – надо получить соответствующее разрешение. Для этого необходимо обратиться в городской, районный либо областной исполкомы (все зависит от того, о каких перевозках идет речь – городских, пригородных или междугородних) с заявлением о том, что предприниматель хотел бы обслуживать тот или иной маршрут, объясняет начальник отдела транспорта Комитета по архитектуре и градостроительству Могилевского облисполкома Владимир Казусев.

– Если органы власти принимают решение о целесообразности такого маршрута, то перевозчику выдается временная карточка, по которой он сможет работать. Но, в итоге, все равно будет проведен тендер среди перевозчиков по обслуживанию тех или иных маршрутов, в котором победит кто-то один, – говорит Казусев.

Маршрут, который будет выставляться на тендер, разработает оператор (автовокзалы либо компании, которые уже официально выполняют регулярные пассажирские перевозки, например, «Могилевоблтранс»). Оператор также определит и расписание, по которому должны будут ездить маршрутки, и остановки, на которых водитель сможет остановиться и подобрать пассажиров. 
Кроме того, маршрут должен начинаться и заканчиваться на автовокзале. А это уже дополнительные сборы с частных перевозчиков, которые сейчас ожидают пассажиров на бесплатных парковках.

Какая реакция у перевозчиков

Бобруйские маршрутчики пока работают в прежнем режиме. Но не все.

– У нас составлено расписание до конца марта, – рассказала корреспонденту «ВБ» диспетчер «Столица плюс» – компании, маршрутные такси которой каждые час курсируют между Минском и Бобруйском. – Что будет дальше – неизвестно.

В прежнем режиме работает и компания «Минск Лайн», вот только рейс по маршруту «Бобруйск-Гомель-Бобруйск» этот перевозчик отменил с 23 февраля.

– Да, это действительно связано с изменениями в законодательстве. Хотя рейсы по другим маршрутам мы пока выполняем, – отметила диспетчер компании.

А вот компания Kortes заявила о своем уходе с рынка: 27 февраля маршрутки с фирменным логотипом перевозчика последний раз вышли в рейс.

– Что будет дальше? Пойду на биржу труда, – говорит директор компании Алексей Янков. – Уволю всех своих водителей, девочек-диспетчеров. Алексей рассказал, что честно пытался выполнить новые требования законодательства, но так и не смог оформить в облисполкоме необходимые документы:

– Неделю пробегал, гоняют по отделам, и никто толком ничего объяснить не может.

Предприниматель Александр в «маршруточном» бизнесе уже около 15 лет.

– За что платить тому же автовокзалу? – говорит он. – Я считаю это настоящим рэкетом.

Свою позицию мужчина объясняет тем, что опыт работы под патронажем автовокзала у бобруйских водителей имеется. Схема известная: билеты продаются через кассу, а потом предпринимателю получить свою часть выручки очень сложно:

– Люди по полгода не могли выбить свои деньги.

Что изменится для пассажиров?

Самое большое неудобство – это отсутствие посадки на остановках общественного транспорта. То есть, всем пассажирам придется добираться до автовокзала, откуда будут отправляться маршрутные такси. Они следуют по строгому графику с остановками в определенных населенных пунктах и не подбирают пассажиров по дороге. Кроме этого, неизвестно, как именно будут курсировать маршрутные такси, потому что их расписание утверждается облисполкомом.

 

Альтернатива маршруткам

7 рублей стоит билет на маршрутку от Бобруйска до Минска.

Из Бобруйска в другие города Беларуси, ходят автобусы и поезда. В расписании железнодорожного вокзала – не менее десятка вариантов, как можно добраться до Минска. Самый дешевый из них – дизель-поезд с пересадкой в Осиповичах, стоимость билета составляет 2 рубля 95 копеек. В плацкартный вагон билет стоит в среднем от 3,5 до 5 рублей.

С бобруйского автовокзала сегодня можно уехать в Рогачев, Солигорск, Светлогорск, Могилев, Минск, Новополоцк, Лоев и еще с десяток белорусских городов районного подчинения. Правда, на многие направления предусмотрен всего один рейс в сутки. Исключением является Минск, куда можно добраться на проходящих автобусах и утром, и вечером. Стоимость билетов из Бобруйска в Минск, в зависимости от оператора, составляет от 7 до 9 рублей.

Какие санкции ожидают предпринимателей, которые вышли на маршрут без разрешительных документов?

Максимальный штраф, который может получить предприниматель, составляет 200 базовых величин (4 900 рублей). Однако, по словам начальника регионального отдела контроля автомобильного транспорта Бобруйска Владимира Рабушко, никто не преследует цель «загнать в угол» перевозчиков. Тем более, что к качеству обслуживания пассажиров у отдела претензий нет: машины у многих новые, оборудованы всем необходимым.

– Мы продолжаем вести разъяснительную работу. Речи об облавах и засадах на дорогах не идет, – говорит В. Рабушко.

У предпринимателей, по мнению начальника регионального отдела, с момента принятия дополнений к закону был целый месяц на то, чтобы решить вопрос с документами:

– И весь этот месяц мы разъясняли, что нужно делать, к кому обращаться.