«Моему сыну 12 лет, он очень много времени проводит за играми в компьютере. Иногда соглашается играть по графику: два часа в игре, один час – отдых. Естественно, агрессии стало больше, хамит, огрызается. Он не соглашается делать уроки, не выходит гулять с лучшим другом, даже забывает поесть и принять ванну.
Два раза в год его нервные тики, «ужимки» и «прыжки» приходится лечить таблетками, которые нам прописывает невролог. Убрать гаджеты на какое-то время не получается. Ребенок становится вообще, как звереныш. Были и разговоры «по душам», и ультиматумы, но все впустую. Очень боюсь за него!
Я понимаю, что он манипулирует мной, но как только повышаю голос после 10–15 раз «по-хорошему», в ответ: «Бесишь!». Как мне кажется, лаской и любовью сынок не обделен. Утром я его и поцелую, и скажу несколько нежных слов. Он меня не отталкивает, улыбается сквозь сон. Да и сам в течение дня много раз подходит, обнимает, поцелует.
В школе конфликтов вроде нет. Разве только слышу иногда, что он называет нескольких учителей злыми. Как говорит школьный психолог, он один из лидеров в классе. Однако учится не стабильно: от 1 до 10 баллов.
Я стала часто плакать просто из-за того, что вижу, что не справляюсь. Раза два при нем случилось, что слезы потекли сами. После уходила и навзрыд ревела. Он даже не подходил и не волновался за меня. Не говоря уж о том, чтобы попросить прощения. Наверное, он просто не чувствовал своей вины. Помогите советом, пожалуйста! Заранее спасибо».
Комментарий психолога
Из письма Татьяны становится понятно, что эта проблема возникла уже давно, и как мать она испробовала все известные ей способы ее решения. Очевидно, что у сына развивается ярко выраженная компьютерная зависимость.
К сожалению, родители обращаются за помощью только тогда, когда патологическое (болезненное) пристрастие к играм имеет стойкий характер. В таких ситуациях без помощи специалиста уже не обойтись.
Основные условия успеха преодоления пристрастия – это:
- здоровые отношения и нормальная психологическая атмосфера в семье;
- появление новых или актуализация прежних интересов и увлечений;
- желание и умение ставить и достигать хотя бы небольшие цели;
- эффективное взаимодействие с окружающими.
Родители не всегда могут обеспечить выполнение всех условий. Именно поэтому в большинстве случаев нужна помощь специалиста.
Первоначально нужно вернуть интерес ребенка к реальной жизни и непосредственному общению. Для этого можно вместе с ним ходить в новые места, где ребенку может быть интересно, или посетить места, где было ему не скучно до зависимости. Часто родители сталкиваются с сильной агрессией своего ребенка и не могут ей противостоять из-за собственных противоречивых чувств. Очень сложно видеть ситуацию со стороны, находясь ее активным участником. Я не думаю, что в описанной ситуации ребенку было все равно, что его мама плачет. Вероятнее всего, он просто не знал, как поступить из-за собственных чувств, и выбрал избегание.
В качестве рекомендаций для родителей среди основных можно назвать следующие:
- Нельзя резко ограничивать время пребывания за компьютером, но необходимо очень четко составить график и придерживаться его, не допуская исключений. Это должно стать системой. Например, можно составить устный или письменный договор, который может заключаться в определении временных рамок и проговаривании наказания/поощрения.
- Нужно стараться наладить эмоциональный контакт с ребенком, обсуждая его актуальные интересы. Например, проговаривать ваши новости за день или новинки реального мира.
- Необходимо быть честным по отношению к себе и своему ребенку: нужно прямо называть то, что происходит, и почему. Например, признание его истинных чувств по отношению к вашим действиям: «Ты испытываешь на меня злость, потому что я не даю тебе заниматься тем, чего тебе сейчас хочется…».
- Самим родителям следует открыто выражать свои чувства по отношению к поступкам ребенка и к конкретным ситуациям. Например, признание того, что вы беспокоитесь за его здоровье и злитесь за то, что он вас не слушает, тем самым лишая вас возможности помочь ему.
В целом работа в помощи подросткам по преодолению компьютерной зависимости требует индивидуального подхода с учетом особенностей восприятия мира, родительских установок и семейных сценариев. Чем раньше родители обращаются к специалисту с подозрением на возможность компьютерной зависимости у ребенка, тем быстрее и легче можно преодолеть эту сложную проблему.