При покупке старого авто нужно обратить внимание на большое количество мелочей для того, чтобы быть уверенным в том, что человек продает машину, а не пытается избавиться от рухляди, считает специалист по ремонту автомобилей в Бобруйске Антон Хартанович.
Телефонный разговор с продавцом
На этом этапе можно многое выяснить. Например:
- Где хранился автомобиль до момента продажи, ездили ли на нем зимой? Это важно с точки зрения сохранности кузова. Двигатель сильно изнашивается при запуске на морозе.
- Первый ли это хозяин автомобиля? Если да, то у него должны быть соответствующие документы. Важно уточнить у продавца, насколько интенсивно использовалась машина. Если владелец ездил на ней на работу, в магазин и на дачу – это хорошо. Но если работал как такси – машина, скорее всего, изношена.
- Какой пробег у автомобиля? Если у вас возникли сомнения, то, возможно, спидометр «откручивали».
- В каком состоянии находится машина? Просто так цену не взвинчивают и не занижают. Спросите обо всех ремонтах, которые прошел автомобиль, и о всех замененных деталях.
- Была ли машина в ДТП? Авария может внести существенные изменения в работу даже тех узлов и деталей, которые не ремонтировались и не подвергались непосредственному воздействию. Человек, который действительно хочет продать машину по адекватной цене, а не избавиться от старой рухляди, честно обо всем расскажет.
Осмотр
Самый ответственный этап – это осмотр машины. Не стоит делать это одному. Лучше всего, если с вами будет человек, который хорошо разбирается в автомобилях. Если такого знакомого нет, то все равно важно, чтобы рядом был кто-то, кто мог бы отговорить вас от импульсивной, эмоциональной покупки.
Кузов
- Важно, перекрашивался ли автомобиль полностью или частями. Если да, значит, он был в аварии, или кузов сильно проржавел. Сравните цвет поверхности крыши, капота, крыльев, дверей и багажника. Отверните резиновые уплотнители на стеклах, крышке багажника, дверях. Оцените, есть ли разница в фактуре и цвете краски под уплотнителем и вне его. Краски не должно быть на резиновых и пластиковых деталях кузова (уплотнители стекол, молдинги).
- Проверьте, как открываются и закрываются двери. Все должны закрываться с одним и тем же звуком. Если нет, то кузов, скорее всего, был деформирован.
- Обратите внимание на колеса. «Резина» должна быть одинаково изношена, а на дисках не должно быть следов ударов.
Салон
- Внимательно осмотрите приборную панель и проверьте, какие ошибки и сообщения выдает бортовой компьютер.
- Попросите показать вам все ручки в салоне автомобиля и рассказать о их назначении. Сами попробуйте действие всех кнопок, ручек, рычажков несколько раз. Вне зависимости от прилагаемого усилия результат должен быть один – четкое включение всех систем и механизмов.
- Оцените сидения и ковролин. Обязательно отверните ковровое (резиновое) покрытие. Постарайтесь заглянуть в те места, где может скапливаться влага. Именно там находятся потенциальные очаги коррозии.
- Проверьте регулировку сидений, оцените состояние всех механизмов. Сидения не должны быть «проваленными», а спинка не должна «болтаться».
Двигатель
Детальную проверку двигателя лучше всего доверить специалистам СТО, тогда вы точно не ошибетесь. «Базовые» советы для проверки двигателя:
- Сразу как открыли капот – вдохните воздух над ним. Запаха бензина быть не должно.
- Пространство под капотом должно быть чистым. Машина готовилась к продаже, очистить мотор от пыли – несложно, а если это не сделано, то, возможно, за этим стоит желание что-то скрыть. Например, двигатель с «течью» масла отмыть будет сложно. Возле болтов, шайб, пластмассовых защелок всегда останутся следы скопившейся грязи, то есть, протеканий масла.
- Болт или гайка с помятыми краями или болт «не из комплекта» (например, не помеченный заводской краской) может говорить о том, что двигатель вскрывали. Это – потенциальный «кот в мешке».
- Можно достать щуп уровня масла в двигателе. Масло должно быть по верхнему краю, прозрачное на просвет и без примесей. Масло в дизельном двигателе должно быть черным, но все равно, капля такого масла должна быть немного прозрачной на просвет. Масло нужно поменять, если это не так.
- Сам по себе двигатель должен работать без нехарактерных шумов, заводиться автомобиль должен хорошо и при остывшем, и при горячем двигателе.
Амортизаторы и световые приборы
- Для того, чтобы проверить амортизаторы, достаточно резко качнуть вниз каждый из углов машины. Если она делает больше одного колебательного движения, то амортизаторы требуют замены.
- Попробуйте в работе все световые приборы автомобиля – фары, поворотники, стоп-сигналы и сигналы заднего хода. Кроме того, проверьте освещение в салоне.
Тормоза
Проверьте тормоза сразу после начала движения. Обратите внимание на то, как ведет себя машина: не бросает ли ее в стороны при резком торможении, не слышно ли каких-либо посторонних звуков. Если при торможении машину немного ведет в сторону – ничего страшного, скорее всего, не отрегулирован развал-схождение колес. Если торможение происходит рывками, значит, проблема с колодками, и, возможно, их нужно заменить.
Подвеска
Оценить работу подвески можно, проехавшись по мелким кочкам. Первое, на что стоит в таком случае обратить внимание – сильные стуки. Если на автомобиле установлена торсионная подвеска, то такой способ не подойдет. Если руль на высокой скорости или при крутом повороте начнет дрожать и вибрировать, то, возможно, колеса разбалансированы.
Коробка передач и сцепление
- Передачи должны переключаться без посторонних звуков и легко. В автомобиле, не требующем ремонта коробки передач, они не срываются и не «выскакивают». Особенно это касается задней передачи.
- Обратите внимание на шум коробки передач с выжатым и отпущенным сцеплением. Если чувствуется разница, то, скорее всего, понадобится ремонт.
Совет напоследок
Если речь идет о покупке автомобиля с небольшим пробегом, то стоит обратить внимание на наличие полного комплекта ключей, штатного запасного колеса, «родного домкрата» и набора инструментов. Это будет говорить о том, что автомобиль использовался аккуратным водителем.