Как это произошло?
Несколько лет назад у Глеба Ходоренко, папы Степана, возникла идея обучать ребенка на белорусском языке.
Кроме Степана, у него есть еще два сына и дочка.
Глеб Ходоренко начал добиваться открытия белорусскоязычного класса через администрацию города. У знакомой семьи получилось открыть класс в Жодино, поэтому алгоритм действий был понятен. Для начала в детских садах сделали опрос, чтобы выяснить, есть ли еще желающие учиться на белорусском языке. К сожалению, таких не нашлось. Тогда оставалось только просить открытия белорусскоязычного класса для одного ребенка. И администрация школы пошла навстречу, за что семья Ходоренко выражает ей большую благодарность.
– Моя мечта – чтобы и мои дети говорили по-белорусски. Каждая нация идентифицируется по трем основным параметрам: территория, язык и культура. Если с территорией белорусы определились, то язык и культура практически не служат дифференцирующим признаком белорусской нации, – говорит Глеб.
Учебный процесс
Степа пошел в школу с семи лет: «В этом возрасте школьная программа воспринимается проще», – говорит мама мальчика Марина Ходоренко. Первоклашка занимается с учителем Татьяной Мисько индивидуально. Преподаватель окончила факультет начальных классов БГУ, где все обучение проходило на белорусском языке. Но за последние 10 лет работы в школе к ней ни разу не обращались с просьбой вести школьные предметы на белорусском языке.
Отец Степана вспоминает времена домашнего обучения для элиты и высших сословий, когда нанимать домашнего учителя было нормой для состоятельной семьи.
– Сейчас наполняемость обычного класса около 30 человек. Занимаясь с учителем индивидуально, получаешь более качественные знания. Это как уроки с репетитором. Настоящее элитарное образование, – отмечает Глеб.
Степан закреплен в 1А классе. Вместе с ребятами он занимается физкультурой, музыкой, рисованием и трудом. Эти занятия проходят на русском языке. А с Татьяной Мисько изучает на белорусском четыре предмета: белорусский язык, белорусскую литературу, математику и «Человек и мир». Также ребенок посещает факультатив по английскому языку.
Родители делятся отзывами учительницы: «Со Степой приятно работать. Он хорошо понимает материал на белорусском языке, быстро его запоминает».
Три месяца учебы на белорусском языке
Ребенок стал чаще использовать родной язык вне школьных занятий. Иногда Степа говорит по-белорусски со сверстниками во время игр на переменке, во время занятий по трудам. В первом классе еще не ставят оценок, но существует оценочная шкала. На полях тетрадки учитель рисует шкалу и выставляет уровень знаний ученика. Иногда Степа сам себя оценивает по этой шкале. Также можно использовать оценочные наклейки. «Сейчас я стал умнее», – говорит Степа, – и на шкале уровень стал выше».
Дома у Степы очень много литературы на белорусском языке. Мальчику постоянно дарят белорусские сказки. Из последних Степа принес цветные книжки «Казкі славянскіх народаў», «Чытанка для маленькіх».
Все школьные учебники остаются в школе. Дома у Степы только тетрадки и пособие для чтения «Чыталачка». Мальчик рассказывает наизусть два любимых белорусских стишка из этой книжки: «Чаравікі» и «Свіння». Степе очень нравится делиться новыми словами по-белорусски. Он уже знает, что такое «пэндзлік, хустачка, крумкач, садавіна і гародніна».
Нехватка общения – это не про нас
Степа признается, что в начале сентября он хотел пойди в первый класс школы №11 вместе со своим другом. Но решение было уже принято всей семьей. Учиться мальчик начал с 15 сентября. Адаптация прошла очень быстро.
Мальчик не чувствует себя одиноким в школе. Кроме игр с друзьями на переменах и занятий с 1А классом, у Степы много друзей и вне школы. Вот только когда он начинает разговаривать с ребятами на белорусском, они не понимают родного языка.
– Хотелось бы, чтобы в классе со Степаном училось еще несколько детей. Для конкуренции. Чтобы ребенок видел свои успехи в сравнении с остальными, – говорит мама Марина.
Обучение на белорусском языке продлится до 5 класса. А потом Степа будет учиться по-русски, если ничего не изменится. На вопрос, кем он хотел бы быть, первоклашка не задумываясь отвечает: «Врачом!».