Эксперт о своей работе: «Тяжело выезжать на убийства и видеть трупы»

9443
Ирина РЯБОВА. Фото Александра ЧУГУЕВА.
Практически ни одно преступление не расследуется без судебных экспертов. «ВБ» выяснил, где готовят сотрудников для этой службы, кто работает в бобруйском отделе судэкспертиз, и как проходят их трудовые будни.

Александр Горбацкий, начальник Бобруйского межрайонного отдела Госкомитета судэкспертиз. Александр Горбацкий, начальник Бобруйского межрайонного отдела Госкомитета судэкспертиз.

В Бобруйском отделе работает 80 человек – аттестованных сотрудников и гражданских экспертов, вспомогательных работников. В основном, это мужчины, но есть и женщины: эксперты-психиатры, эксперты-психологи, судебно-медицинские эксперты, рассказал «ВБ» начальник Бобруйского межрайонного отдела Госкомитета судэкспертиз Александр Горбацкий. 

Руслан Сабирович Магомедов, государственный судебный эксперт-автотехник

Руслан Сабирович Магомедов, государственный судебный эксперт-автотехник. Руслан Сабирович Магомедов, государственный судебный эксперт-автотехник.

Путь в профессию: «Окончил Белорусско-российский университет в Могилеве по специальности инженер-механик. Работал преподавателем в Бобруйском автоколледже, в лесотехшколе. С «гражданки» в криминалисты попал случайно. От товарища узнал, что в Бобруйский отдел судебных экспертиз требуется сотрудник его профиля, подумал: почему бы и нет? Пришел с документами на прием к начальнику, кандидатура устроила. В 2014-м приняли на работу в качестве эксперта-стажера, в этой должности отработал почти полутора года. Затем прошел курсы повышения квалификации в Минске и получил право самостоятельного проведения автотехнических экспертиз».

«Фронт» работ: основная специализация – производство автотехнических экспертиз после ДТП. Сюда входит исследование обстоятельств ДТП расчетными методами: определяется скорость автомобиля, его тормозной и остановочный пути, возможность избежать наезда на пешехода или столкновения; определение технического состояния автомобиля. На месте ДТП собирается важная «следовая» информация: замеряются следы, положение пешехода, автомобиля, фиксируются повреждения на автомобиле, осколки, осыпи стекла. Все записывается в протокол. Если гибнут люди, то необходимо установить, что являлось причиной ДТП – неисправности автомобиля либо другие обстоятельства. После проведения исследований инициатору назначения экспертизы (ГАИ либо Следственному комитету) предоставляются ответы на их вопросы.

Также Руслан Магамедов осматривает любые места происшествий: кражи, ДТП, убийства и пр. Там он собирает вещественные доказательства, следы рук, обуви.

Случаи из практики: «Каждый случай не похож на другой. Как эксперт-автотехник я проводил экспертизы ДТП, когда мотоциклист погиб на проспекте Георгиевском, молодой водитель авто на переезде врезался в состав. В последнем случае мне нужно было выяснить, мог ли водитель остановиться до столкновения с поездом, в каком техническом состоянии находился автомобиль. Там даже следов торможения не было, и автомобиль был исправен.

Помню, в пригороде Бобруйска обокрали дом, который использовался хозяевами как дача. Они приехали, а там все перевернуто вверх дном, пустые бутылки на полу. На место выбыла следственно-оперативная группа и я в ее составе. Мне довелось изымать следы рук на предметах. Впоследствии по ним нашли человека, который в этом доме проживал некоторое время и украл вещи. Этот случай запомнился, потому что за него я получил премию. Это пока единственная моя премия».

Самое неприятное в работе: «Тяжело присутствовать на месте происшествия, где человек погиб или пострадал, где следы крови в салоне автомобиля. Непросто выезжать на места убийства и видеть трупы. Стараюсь принимать это как часть работы и не принимать близко к сердцу. Иначе жить с этим невозможно».

В повседневной жизни: «Когда вижу ДТП, не находясь на работе, могу часто по обстановке и повреждениям автомобиля определить, что случилось. А дома? Родные и близкие говорят, что характер мой изменился, и я стал более жестким. С женой шутим иногда на счет оставленных следов. Она у меня мечтает стать следователем, сейчас учится на юриста. Я ей говорю, что не женская это работа».

Андрей Анатольевич Петрошевич, эксперт в области почерковедческих экспертиз и технических экспертиз документов

Андрей Анатольевич Петрошевич, эксперт в области почерковедческих экспертиз и технических экспертиз документов. Андрей Анатольевич Петрошевич, эксперт в области почерковедческих экспертиз и технических экспертиз документов.

Путь в профессию: В 1998 году окончил кировскую СШ №1. Решил пойти по стопам отца Анатолия Борисовича Петрошевича, который работал в милиции. Поступая в Академию МВД, выбрал следственно-экспертный факультет. Сначала попал в следственную группу, но потом, взвесив все «за» и «против», перевелся в эксперты. Говорит, ни разу не пожалел о своем выборе. На протяжении 4 лет обучения получил 7 допусков на право проведения следующих криминалистических экспертиз: дактилоскопической, трасологической, холодного оружия, баллистической, почерковедческой, портретной идентификации и технической экспертизы документов.

Преддипломную стажировку проходил в Ленинском РОВД Бобруйска в должности эксперта-криминалиста. В 2013 году, когда создали Государственный комитет судебных экспертиз, стал сотрудником ведомства.

«Фронт работ»: специализируется на проведении почерковедческих экспертиз и технических экспертиз документов. Объектами почерковедческой экспертизы являются рукописи и подписи. Почерк и подписи могут «рассказать» о том, оставлял ли подпись человек в состоянии алкогольного опьянения, в неудобной позе, на холоде. В большинстве своем проводятся идентификационные экспертизы, то есть устанавливается, выполнена запись или подпись этим человеком или нет. Это требуется при расследовании экономических преступлений. Также при возникновении спорных вопросов в суде, например, когда определяется право собственности на жилье. Подлинность подписи эксперт определяет глазами, при помощи лупы и микроскопа. В этом деле главное – знания и опыт.

Объектами технической экспертизы – денежные билеты разных стран, бланки документов, которые злоумышленники пытаются подделать хитроумными способами, полиграфическая продукция; залитые, угасшие, зачеркнутые тексты, сожженные документы. Для исследования используются микроскопы, программно-аппаратный комплекс «Регула», который позволяет исследовать документы в ультрафиолетовом излучении и других зонах спектра. Выезжает на все происшествия.

Случаи из практики: «Женщина работала бухгалтером на предприятии. Она подделала подписи в документах за всех руководителей и других работников. Подписи, которые она выполняла за коллег, были очень похожи на оригинал, и делала она это очень быстро. Тогда бухгалтера разоблачили, она возместила ущерб предприятию.

В 2017 году в суд обратился гражданин с заявлением о том, что договор дарения составлен с нарушением – в документе стоит не его подпись. Но экспертиза показала, что подпись его. Человек пожилой, возможно, забыл или перепутал.

Кстати, к нам обращаются люди в частном порядке, и не только при возникновении спорных вопросов. К примеру, продаете вы свой автомобиль или дом, а с такой большой денежной суммой могут легко подсунуть и фальшивые купюры. Получить квалифицированную консультацию и проверить денежные билеты на подлинность можно у нас. Достаточно написать заявление и заключить договор. Но услуга эта платная.

Запомнилось дело этого года, когда в подвале дома 105 на ул. Октябрьской был обнаружен мумифицированный труп мужчины. Я участвовал в качестве специалиста при осмотре места происшествия. Нам удалось по фрагменту кожи на пальце руки установить личность этого человека».

Самое неприятное в работе: «Тяжело планировать свою личную жизнь. Потому что большую часть времени находишься на работе и не знаешь, куда тебя в следующий час направят. Я научился переключаться и не связывать работу с личной жизнью. Знаю, что дома ждет понимающая супруга и маленькая дочурка. Как увижу дочку, забываю про все плохое».

В повседневной жизни: «В любом случае работа оставляет свой след. Иногда идешь по улице и непроизвольно обращаешь внимание на следы на земле – рисунок подошвы обуви интересный, такого еще не встречал. Любой документ, любой почерк видишь и сразу мысленно начинаешь оценивать».

Дмитрий Викторович Радек, специалист по дактилоскопии, государственный судебный эксперт высшей категории

Дмитрий Викторович Радек, специалист по дактилоскопии, государственный судебный эксперт высшей категории. Дмитрий Викторович Радек, специалист по дактилоскопии, государственный судебный эксперт высшей категории.

Путь в профессию: после окончания СШ №2 в 1986 году поступил в Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище им. Яна Фабрициуса в Латвии, получил специальность радиоинженер. Служил на Курильских островах. После распада Союза по сокращению уволился и в 1994 году переехал в Бобруйск. Поступил на службу в Первомайский отдел объединения «Охрана», где работал начальником пульта централизованной охраны по охране БШК, потом командиром взвода, заместителем командира роты по работе с личным составом. В 1998 году предложили работать в экспертной службе милиции. В 2013 году после создания комитета экспертиз работал заместителем начальника Бобруйского межрайонного отдела, начальником экспертно-криминалистического отдела. С 1 января 2012 года находится на пенсии, с марта 2014 работает в должности государственного судебного эксперта.

«Фронт» работ: основное направление деятельности – работа с автоматизированной дактилоскопической идентификационной системой АДИС «ДАКТО 2000». Тесно взаимодействует с органами внутренних дел по выполнению Закона о государственной дактилоскопической регистрации, согласно которому у определенных категорий населения изымаются отпечатки пальцев и хранятся в базе данных. Дмитрий Радек работает и с отпечатками пальцев, изъятыми с мест происшествия. Также сам в качестве специалиста присутствует там.

Достижения: в 2002 году был поощрен Министром внутренних дел Республики Беларусь за работу с дактилоскопической системой, получал различные награды от начальника УВД Бобруйска. Недавно награжден нагрудным знаком Председателя Государственного комитета судебных экспертиз «За заслуги».

Случаи из практики: «В 2013 году в составе группы я выезжал на место убийства на Ульяновской. Сам проводил там осмотр и нашел на флакончике от одеколона след пальца руки. В квартире собрали десятки отпечатков, но только этот принадлежал преступнику, все остальные он стер. Сам удивился – интуитивно я чувствовал, что это тот след. Когда я передал информацию о личности человека, которому принадлежат эти отпечатки, оказалось, что… он собственной персоной сидит у них в «клетке». За другое преступление – кражу. Самое удивительное, что накануне я выезжал на место этой кражи. Вот так задержали человека за кражу, а, оказалось, поймали убийцу».

Если у вас дома кто-то из близких взял деньги в кошельке, другие вещи, и вам необходимо это установить, не вынося сор из избы, вы можете обратиться к экспертам. Это платная услуга.

Самое неприятное в работе: «Пьяные люди, которые ведут себя непристойно, которые путают свои права со вседозволенностью. На дактилоскопию таких иногда приводят».

В повседневной жизни: «Дома стараюсь не думать о работе».

Вадим Олегович Грязнев, эксперт сектора криминалистических экспертиз

Вадим Олегович Грязнев, эксперт сектора криминалистических экспертиз. Вадим Олегович Грязнев, эксперт сектора криминалистических экспертиз.

Путь в профессию: в 2008 году закончил Институт управления и предпринимательства и поступил на службу в УВД Бобруйского горисполкома в отдел дознания предварительного расследования. В 2013-м перешел на службу в Следственный комитет, а в 2014-ом – в Госкомитет судэкспертиз.

«Фронт работ»: эксперт сектора криминалистических экспертиз экспертно-криминалистического отдела. Специализируется на производстве дактилоскопических экспертиз и экспертиз номерных обозначений транспортных средств. При постановке автомобилей на учет в МРЭО ГАИ, если у инженера возникают вопросы по поводу идентификационных номеров, владельцев машин отправляют на экспертизу. Также специалисты отдела работают по заявлениям граждан, желающих провести исследование номерных обозначений транспортного средства (например, номер был поврежден в случае коррозии или ДТП). Это платная услуга.

Случаи из практики: «В начале 2017 года неизвестный мужчина, находясь в подъезде на улице Октябрьской, напал на женщину с целью похитить у нее сумочку. Она сопротивлялась. Преступник испугался и скрылся. В темноте потерпевшая не разглядела его. При выходе из подъезда он нажал кнопку открытия двери. Я выезжал на место, взял отпечатки пальцев преступника, оставленные на этой кнопке. Уже утром его задержали».

Неприятное в работе: «Дела, связанные со смертью детей, суициды. Когда свои дети есть, сложно выезжать на такие дела. Думаешь: куда движется наша молодежь? Люди больные хватаются за соломинку, чтобы выжить, а подростки 15-16 лет по какому-то незначительному поводу совершают суицид».

В повседневной жизни: «Дома стараюсь переключаться на семью».

Государственный комитет судебных экспертиз РБ образован 1 июля 2013 года. Он подчиняется непосредственно Президенту Беларуси. 

Где учатся на экспертов?

Сотрудников в погонах для комитета судэкспертиз готовят в Академии МВД Республики Беларусь. Скоро начинается подбор кандидатов для поступления в академию. Уже сейчас можно обращаться в бобруйский отдел для собеседования и подготовки документов. Медицинских экспертов готовят мединституты страны и институт переподготовки и повышения квалификации Госкомитета судебных экспертиз РБ. По некоторым специальностям (эксперты-автотехники, компьютеротехники, строители, биологи, пожаротехники) готовят и гражданские ВУЗы. На все эти специальности принимаются на работу после тщательного отбора.