Икар без протуберанцев. С площади возле Дворца искусств исчезли колонны с инсталляцией

8004
Светлана ГОЛОВКИНА. Фото Александра ЧУГУЕВА.
В Бобруйске начался сбор подписей за возвращение первоначального вида площади перед Дворцом искусств, которая около месяца назад лишилась декоративных колонн.

Колонны с инсталляцией. Колонны с инсталляцией.

Инициатором обращения к руководству города выступила художник, преподаватель детской художественной школы им. В. Доморада Татьяна Арасланова.

Живописец признается: она совершенно случайно узнала о том, что колонны, представляющие собой единый архитектурный ансамбль с фасадом Дворца искусств, демонтированы.

– Проходила мимо и через забор увидела, что их нет. Сперва даже не поверила, – говорит Татьяна Васильевна.

По ее словам, оформление площади в виде колонн, а также фигура Икара на фасаде здания, изготовленная из металла и стекла, даже спустя три десятка лет после создания вызывают споры у обывателей.

Немного истории. Работы по возведению Дворца искусств в Бобруйске продолжались почти 15 лет. Здание, построенное на средства ОАО «Белшина», было сдано в эксплуатацию в 1989 году. Над оформлением площади и фасада работала группа московских архитекторов, которые превратили типовую коробку (по аналогичному проекту построено здание ДК МАЗ в Минске) в оригинальный архитектурный ансамбль, выдержанный в духе советского конструктивизма. По дизайнерскому решению в наружном оформлении пространства аналогов Дворцу искусств в Беларуси нет.

– Отзывы людей самые противоречивые. Но, как профессионал, могу сказать, что это действительно необычно. Здание Дворца является достопримечательностью Первомайского района, по оригинальности ему уступает даже гостиница «Юбилейная», – считает художник. – Что касается колонн, то они должны оставаться и «работать» в этом пространстве, являясь парадным входом на площадь. Она, в свою очередь, задумывалась как общественный центр целого района.

Татьяна Васильевна провела собственное расследование и выяснила, что проект реконструкции площади не предусматривает наличия колонн.

– Их просто убрали, не обсудив это с горожанами, и увезли в неизвестном направлении.

Убрать нельзя оставить

Заказчиком реконструкции площади перед Дворцом искусств является КУДП «Управление капитальным строительством Бобруйска», подрядчик – ЧУПП «Прометей (г. Горки). Проект реконструкции разрабатывался в УКП «Бобруйскпроект» и согласовывался как в горисполкоме, так и в облисполкоме.

– Общественных слушаний не было, так как площадь у Дворца искусств не является социально значимым объектом, – сообщил главный инженер «Бобруйскпроекта» Дмитрий Деблик.

По его словам, была поставлена задача благоустроить территорию, заменив старую расколовшуюся плитку.

Строительная площадка возле Дворца искусств Строительная площадка возле Дворца искусств

Дмитрий Деблик говорит, что было создано не менее пяти проектов реконструкции площади, и первоначально они предусматривали сохранение колонн. Но в итоге было принято решение их демонтировать.

– Речь шла не о физическом износе, а, скорее, о моральном, – подчеркнул Дмитрий Сергеевич, добавив, что памятником архитектуры колонны не являются. А то, что кому-то они нравятся, а кому-то нет – исключительно дело вкуса.

Он также добавил, что колонны демонтированы «с возможностью последующего использования». То есть, их не разрушили, а аккуратно сняли при помощи крана, сохранив верхушки, которые выполнены из металла и стекла в виде причудливых многогранников.

Инженер технического надзора УКСа Бобруйска Надежда Васильева добавила, что колонны демонтированы согласно проектно-сметной документации и после реконструкции площади не будут установлены на прежнем месте. Их действительно можно использовать, но где и как – решать городу.

– В настоящее время колонны переданы балансодержателю, – отметила Надежда Борисовна.

Еще недавно площадь у Дворца искусств с колоннами. Еще недавно площадь у Дворца искусств с колоннами.

А есть ли колонны?

О том, что реконструируемая площадь находится сегодня в ведении БУКДДЭП, «Вечерке» рассказала директор Дворца искусств Инна Новикова. Она опровергла первоначальное предположение о том, что демонтированные колонны переданы на баланс Дворца.

– Да, они составляли единое целое со зданием и стояли здесь не просто так. Лично мне колонны не мешали, – подчеркнула Инна Анатольевна.

Однако то, что их убрали, все же к лучшему, считает директор. Во время демонтажа, по словам Инны Новиковой, выяснилось, что металлические каркасы конструкций прогнили изнутри. То есть, колонны теоретически могли бы упасть в любой момент.

На поиски исчезнувших колонн ушло несколько дней. В итоге в УКСе корреспонденту «Вечерки» сообщили, что демонтированные конструкции переданы на баланс БУКДДЭП. В дорожно-эксплуатационном предприятии эту информацию, в конце концов, подтвердили. Однако на просьбу сфотографировать колонны сослались на то, что разрешение на съемку следует получить в УКСе. При этом источник в БУКДДЭП сообщил, что металлические каркасы колонн прогнили и деформировались, это было выявлено при их демонтаже.

Получить разрешение на съемку колонн в УКСе на момент выхода этого номера так и не удалось. Вопрос о том, существуют ли еще в первоначальном виде демонтированные колонны остается открытым.

Дворец искусств Бобруйска. Экстерьер. Икар. Дворец искусств Бобруйска. Экстерьер. Икар.

Что будет с Икаром?

Фигура Икара с перебитым крылом на фасаде Дворца искусств наряду с колоннами, фонтаном и Садом камней является частью единой архитектурной композиции, которая создавалась группой специалистов из Москвы, Минска, Бобруйска. Среди них – Игорь Ахметшин, более 10 лет занимавший должность главного архитектора города на Березине. Он помнит те времена, когда колонны на площади возле Дворца искусств были не просто удачным архитектурным решением, которое «вытягивало» приплюснутое и утяжеленного здание Дворца.

– Это были светильники, которые символизировали те самые протуберанцы, расплавившие крылья Икара. Вечером внутри горели лампы, а днем в разноцветных стеклах преломлялись солнечные лучи, – рассказал Игорь Инкилапович.

По его мнению, демонтаж колонн не только изменил само восприятие здания Дворца искусств, но и лишил смысла размещение фигуры Икара на фасаде. 

– Если убрать Икара, то здание Дворца искусств действительно станет плоским и безликим, – отметила Инна Новикова. – Но вопрос в том, насколько эта конструкция сегодня безопасна для людей.

О демонтаже Икара, как заверил Дмитрий Деблик, речи не идет. Проект реконструкции касался только площади. Судьба инсталляции, вероятно, будет решаться во время обновления фасада Дворца искусств. Но когда это произойдет – неизвестно.

Дворец искусств Бобруйска. Экстерьер. Икар. Дворец искусств Бобруйска. Экстерьер. Икар.

Мнения экспертов

Юрий Байдаков, историк, журналист, исследователь советской архитектуры, автор блога darriuss.livejournal.com:

– Дворец искусств в Бобруйске, бывший Дворец культуры шинников, представляет собой интересный образец позднесоветского модернизма. Хотя здание построено по типовому общесоюзному проекту московского Центрального НИИ экспериментального проектирования имени Б.С.Мезенцева, оно получило яркое индивидуальное оформление, выделяющее его из череды реализаций этого проекта…

ДК шинников вместе с площадью перед ним был центральным элементом парадного ансамбля, фактически нового общественного центра города, создававшегося, начиная с 1970-х годов в городе недалеко от шинного комбината. В него, кроме Дворца, вошли гостиница «Юбилейная», административное здание райкома, несколько ритмично расставленных высотных жилых домов и общежитий. Все это должно восприниматься как один архитектурный комплекс, лицо города 1970-80-х годов. И мелочей в его оформлении, которыми можно было бы пренебречь, нет. Это в полной мере относится и к уничтоженными декоративным колоннам на площади перед ДК. Это большая потеря для города, его жителей и памяти их авторов, приложивших к их созданию немало труда.

Игорь Ахметшин, бывший главный архитектор Бобруйска:

– Я был уверен, что колоны убрали, чтобы реконструировать, а потом вернуть на место. И даже не мог предположить, что их окончательно демонтировали. Тем, кто это сделал, нужно хотя бы историю создания площади знать, поинтересоваться легендой об Икаре. Когда делается реконструкция, стараются максимально сохранить и привести в порядок существующие объекты, каждый их элемент. Здесь же никто не обращал внимания на то, Икар это или не Икар, из чего он сделан, какова была начальная задумка. А ведь речь идет не только о площади, но и об интерьере Дворца искусств, который перекликается с наружным оформлением здания. При его отделке каждая плитка специально подбиралась по цвету! Стекло для тех же колонн отливали в Москве, для изготовления металлических конструкций на «Белшине» был создан отдельный цех.

Демонтаж колонн с последующим использованием? Это абсолютная глупость. Они создавались именно для этой площади, и установить их в другом месте невозможно.